Декарт (1596 – 1650)
Страница 2

Изучая сознание, Декарт выделил в его содержании 3 вида идей:

Ø идеи, порожденные самим человеком (человек их получает самостоятельно, основываются на собственном опыте и являются результатом обобщения данных органов чувств);

Ø приобретенные, получает в процессе обучения (они являются результатом обобщения опыта разных людей, объективность и полнота этих идей зависит от качества обучения);

Ø врожденные, существующие в самом человеке (они дают человеку знания о сущности мира, доступны только разуму, и не нуждаются в подкреплении чувственным опытом).

Способ, при помощи которого человек получает содержание врожденных идей, Декарт назвал рациональной интуиции. Интуитивное знание благодаря своей простоте более достоверно, чем получаемое при помощи дедукции. (Например, при помощи интуиции мы может мгновенно понять, что треугольник ограничивается 3 линиями, а логическое доказательство этого положения заняло бы много времени.)

Используя интуицию и дедукцию вместе, человек может достоверно познать весь окружающий мир, себя. Поэтому, Декарт считал, что обучать нужно вербальным методам, т.е. развивать логику, способность к сосредоточению, память. Декарт считал, что способность к такому знанию есть у всех людей, но не многие ее пользуются, т.к. их не обучили в детстве правильно мыслить. Отсюда его тезис о необходимости привычки к размышлению и сосредоточению, которые должны закладываться с раннего детства.

Идея о необходимости формировать правильные привычки с первых лет жизни натолкнуло Декарта на идею создания рефлекса. Хотя непосредственного самого термина «рефлекс» он не использовал, но писал, что тело человека пронизано полыми трубками. По этим трубкам движутся «животные духи», «не имеющие другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро». В этих трубках протянуты нити, которые соединены с клапанами, закрывающими их. Под влияние внешним воздействием происходит раздражение рецепторов. Раздраженные рецепторы натягивают нити, открывающие клапаны, в результате «животные духи» могут перетекать по трубкам. Т.о. Декарт фактически описал рефлекторную дугу.

Нормальному протеканию рефлекса могут мешать возникающие страсти. Декарт выделил 2 вида страстей:

§ активные - состояния, которые исходят из души или находятся под ее властью. (Это стремления, желания. Они являются источником и волевого, и инстинктивного поведения)

§ страдательные - страсти или состояния, которые являются результатом взаимодействия человека с предметами окружающего мира, т.е. являются результатом чувственного познания (Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи. Они исходят не из самой души, а привносятся из вне).

Для борьбы со страстями Декарт предложил 2 способа:

» переход к другому виду деятельности;

» рациональный – понимание с помощью разума причин возникновения страстей, в результате чего снижается эмоциональное напряжение.

Теория Декарта заложила основы нового понимания психического развития и дала научное обоснование способам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. Теория стала стимулом для поиска новых методов обучения.

Страницы: 1 2 


Лабильный тип
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревма ...

Акцентуация характера
Особо важный личностный элемент конфликта — чрезмерная выраженность отдельных характера черт характера индивида. Для их обозначения К. Леонгард ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно ...

Когнитивная терапия личностных расстройств
В последнее время когнитивная терапия получила дальнейшее развитие благодаря лечению личностных расстройств. Бек и его коллеги считают, что личностные расстройства, например, зависимое и параноидальное расстройства, являются приобретенными дисфункциональными межличностными стратегиями или схемами, которые запускаются в различных ситуаци ...

Категории