Декарт (1596 – 1650)
Страница 2

Изучая сознание, Декарт выделил в его содержании 3 вида идей:

Ø идеи, порожденные самим человеком (человек их получает самостоятельно, основываются на собственном опыте и являются результатом обобщения данных органов чувств);

Ø приобретенные, получает в процессе обучения (они являются результатом обобщения опыта разных людей, объективность и полнота этих идей зависит от качества обучения);

Ø врожденные, существующие в самом человеке (они дают человеку знания о сущности мира, доступны только разуму, и не нуждаются в подкреплении чувственным опытом).

Способ, при помощи которого человек получает содержание врожденных идей, Декарт назвал рациональной интуиции. Интуитивное знание благодаря своей простоте более достоверно, чем получаемое при помощи дедукции. (Например, при помощи интуиции мы может мгновенно понять, что треугольник ограничивается 3 линиями, а логическое доказательство этого положения заняло бы много времени.)

Используя интуицию и дедукцию вместе, человек может достоверно познать весь окружающий мир, себя. Поэтому, Декарт считал, что обучать нужно вербальным методам, т.е. развивать логику, способность к сосредоточению, память. Декарт считал, что способность к такому знанию есть у всех людей, но не многие ее пользуются, т.к. их не обучили в детстве правильно мыслить. Отсюда его тезис о необходимости привычки к размышлению и сосредоточению, которые должны закладываться с раннего детства.

Идея о необходимости формировать правильные привычки с первых лет жизни натолкнуло Декарта на идею создания рефлекса. Хотя непосредственного самого термина «рефлекс» он не использовал, но писал, что тело человека пронизано полыми трубками. По этим трубкам движутся «животные духи», «не имеющие другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро». В этих трубках протянуты нити, которые соединены с клапанами, закрывающими их. Под влияние внешним воздействием происходит раздражение рецепторов. Раздраженные рецепторы натягивают нити, открывающие клапаны, в результате «животные духи» могут перетекать по трубкам. Т.о. Декарт фактически описал рефлекторную дугу.

Нормальному протеканию рефлекса могут мешать возникающие страсти. Декарт выделил 2 вида страстей:

§ активные - состояния, которые исходят из души или находятся под ее властью. (Это стремления, желания. Они являются источником и волевого, и инстинктивного поведения)

§ страдательные - страсти или состояния, которые являются результатом взаимодействия человека с предметами окружающего мира, т.е. являются результатом чувственного познания (Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи. Они исходят не из самой души, а привносятся из вне).

Для борьбы со страстями Декарт предложил 2 способа:

» переход к другому виду деятельности;

» рациональный – понимание с помощью разума причин возникновения страстей, в результате чего снижается эмоциональное напряжение.

Теория Декарта заложила основы нового понимания психического развития и дала научное обоснование способам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. Теория стала стимулом для поиска новых методов обучения.

Страницы: 1 2 


Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков
Говоря о самосознании, исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивид выстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль «значимых других» вряд ли можно свести только к функции «зеркального отражения», если учитыва ...

Контракты.
Сроки и условия супервизии должны быть ясны супервизируемому до начала работы. Последующие изменения в этих условиях должны предварительно обсуждаться. ...

Конфликт=конфликтная ситуация +инцидент
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта: - наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; - неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; - желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения сво ...

Категории