Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 – 1677)
Родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, родители отдали его в религиозное училище, где будущий философ проявил выдающиеся способности. Помогал отцу в ведении торговых дел. После смерти отца он оставил торговлю и начал заниматься тем, что его действительно привлекало. Он обратился к изучению латыни, математики, естествознания, медицины и передовых философских учений. Наибольшее влияние в этот период оказали на него произведения Декарта.
Совет раввинов опасался влияния на молодежь взглядов Спинозы, который позволял себе критику иудейского учения и не соблюдал религиозных обрядов. Спинозу, подвергли его «малому отлучению», и даже пытались подкупить его. После неудавшейся попытки убийства Спинозы, руководство общиной прибегло к крайней мере в - 1656 г. он был проклят и изгнан из общины. После этого Спиноза некоторое время помогал своему учителю в преподавательской работе в латинской школе, а затем, покинул Амстердам, поселился в небольшой деревушке, где занимался наукой, зарабатывая средства к существованию шлифованием линз.
В 1669 г. Спиноза переселился в Гаагу, сближается с деятелями республиканской партии, прежде всего с ее лидером. Предполагается, что именно по его просьбе Спиноза написал «Богословско-политический трактат», опубликованное в 1670 г. без указания имени автора и подлинного места издания. В этом трактате Спиноза выступал в защиту свободы мысли и права критики библейских писаний. Его авторство вскоре раскрылось, что стало преградой для издания дальнейших произведений.
В 1673 г. Спинозе было предложено место профессора в Гейдельбергском университете, от которого ученый отказался, предпочтя привычное спокойствие.
Спиноза умер в Гааге 21 февраля 1677 г. от наследственной болезни легких. В декабре 1677 г. в Амстердаме друзья издали посмертные сочинения Спинозы. Уже через несколько месяцев «Посмертные Сочинения» были запрещены и не переиздавались до начала XIX в. науки в других городах и странах.
По мнению Спинозы, существует только одна единая и вечная реальность – Природа. У нее существует много различных свойств, но 2 основных это:
v душа, обладающая таким качеством как мышление:
v тело - протяжением.
Являясь свойствами одной субстанции, душа и тело существуют независимо друг от друга, «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому».
Как и Декарт, Спиноза, считал интуитивное знание ведущим, т.к. интуиция позволяет познавать не только отдельные свойства предметов, но и общие понятия. Интуиция дает возможность для самопознания, а познавая себя, человек познает и окружающий мир. В процессе познания Спиноза выделил 3 ступени:
ü мнение – знание о конкретных вещах, основанные на чувственном опыте (неадекватные, смутные);
ü разумное знание – знания, которые выводятся на основе логических рассуждений, (это общие понятия);
ü интуитивное знание.
Истинными являются только знания 2-й и 3-й ступени, только с их помощью можно отличить истинное от ложного. Они рассматривают вещи не в отдельности, а в существующих взаимосвязях, и открывают законы мира.
Спиноза также занимался изучением природы человеческих чувств. Он не осуждал, не высмеивал человеческие страсти, как это делали до него, а пытался понять их на основе законов природы. Спиноза выделил 3 вида страстей:
û желание (влечение);
û удовольствие (радость);
û страдание (печаль).
Желания – это проявления природной сущности человека, его стремление к самосохранению. Чувство удовольствия повышает активность человека, способствует инстинкту самосохранения, страдание – понижает активность. Поэтому человек стремится к тому, что приносит удовольствие, и отстраняется от того, что провоцирует страдание.
Страсти властвуют над человеком с непреодолимой силой. А поступки детей, их деятельность еще больше зависят от аффектов, чем у взрослых. Поэтому необходимо с пониманием относиться к эмоциональным проявлениям детей, ни в коем случае нельзя осуждать повышенную эмоциональность ребенка и тем более наказывать за нее, нужно анализировать, какие потребности стоят за эти аффектами.
В последней своей работе Спиноза обосновал принципы нравственного воспитания. Он считал, что нравственность свойственна человеческой природе. Она основана на стремлении к самосохранению.
Структура конфликта
Чем, прежде всего, характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства.
Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, являются индивиды, группы, классы, организации и социальные институты. Для анализа конфликта важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и домини ...
Переживание террористической угрозы
В последние годы в России периодически происходят террористические акты, сопровождающиеся массовой гибелью людей. Директор ФСБ РФ Александр Бортников в докладе на заседании Национального антитеррористического комитета указал, что 80% террористических проявлений в стране приходится на Южный федеральный округ.
В связи с этим актуальным я ...
Педагог и семья ребенка-инвалида
В настоящее время в различных регионах России открываются реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями. Эти учреждения работают или в системе народного образования, или в системе социальной защиты населения. Обычно такие центры организуются на базе закрывающихся общеобразовательных детских садов, при этом педагогическ ...