Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 – 1677)

Родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, родители отдали его в религиозное училище, где будущий философ проявил выдающиеся способности. Помогал отцу в ведении торговых дел. После смерти отца он оставил торговлю и начал заниматься тем, что его действительно привлекало. Он обратился к изучению латыни, математики, естествознания, медицины и передовых философских учений. Наибольшее влияние в этот период оказали на него произведения Декарта.

Совет раввинов опасался влияния на молодежь взглядов Спинозы, который позволял себе критику иудейского учения и не соблюдал религиозных обрядов. Спинозу, подвергли его «малому отлучению», и даже пытались подкупить его. После неудавшейся попытки убийства Спинозы, руководство общиной прибегло к крайней мере в - 1656 г. он был проклят и изгнан из общины. После этого Спиноза некоторое время помогал своему учителю в преподавательской работе в латинской школе, а затем, покинул Амстердам, поселился в небольшой деревушке, где занимался наукой, зарабатывая средства к существованию шлифованием линз.

В 1669 г. Спиноза переселился в Гаагу, сближается с деятелями республиканской партии, прежде всего с ее лидером. Предполагается, что именно по его просьбе Спиноза написал «Богословско-политический трактат», опубликованное в 1670 г. без указания имени автора и подлинного места издания. В этом трактате Спиноза выступал в защиту свободы мысли и права критики библейских писаний. Его авторство вскоре раскрылось, что стало преградой для издания дальнейших произведений.

В 1673 г. Спинозе было предложено место профессора в Гейдельбергском университете, от которого ученый отказался, предпочтя привычное спокойствие.

Спиноза умер в Гааге 21 февраля 1677 г. от наследственной болезни легких. В декабре 1677 г. в Амстердаме друзья издали посмертные сочинения Спинозы. Уже через несколько месяцев «Посмертные Сочинения» были запрещены и не переиздавались до начала XIX в. науки в других городах и странах.

По мнению Спинозы, существует только одна единая и вечная реальность – Природа. У нее существует много различных свойств, но 2 основных это:

v душа, обладающая таким качеством как мышление:

v тело - протяжением.

Являясь свойствами одной субстанции, душа и тело существуют независимо друг от друга, «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому».

Как и Декарт, Спиноза, считал интуитивное знание ведущим, т.к. интуиция позволяет познавать не только отдельные свойства предметов, но и общие понятия. Интуиция дает возможность для самопознания, а познавая себя, человек познает и окружающий мир. В процессе познания Спиноза выделил 3 ступени:

ü мнение – знание о конкретных вещах, основанные на чувственном опыте (неадекватные, смутные);

ü разумное знание – знания, которые выводятся на основе логических рассуждений, (это общие понятия);

ü интуитивное знание.

Истинными являются только знания 2-й и 3-й ступени, только с их помощью можно отличить истинное от ложного. Они рассматривают вещи не в отдельности, а в существующих взаимосвязях, и открывают законы мира.

Спиноза также занимался изучением природы человеческих чувств. Он не осуждал, не высмеивал человеческие страсти, как это делали до него, а пытался понять их на основе законов природы. Спиноза выделил 3 вида страстей:

û желание (влечение);

û удовольствие (радость);

û страдание (печаль).

Желания – это проявления природной сущности человека, его стремление к самосохранению. Чувство удовольствия повышает активность человека, способствует инстинкту самосохранения, страдание – понижает активность. Поэтому человек стремится к тому, что приносит удовольствие, и отстраняется от того, что провоцирует страдание.

Страсти властвуют над человеком с непреодолимой силой. А поступки детей, их деятельность еще больше зависят от аффектов, чем у взрослых. Поэтому необходимо с пониманием относиться к эмоциональным проявлениям детей, ни в коем случае нельзя осуждать повышенную эмоциональность ребенка и тем более наказывать за нее, нужно анализировать, какие потребности стоят за эти аффектами.

В последней своей работе Спиноза обосновал принципы нравственного воспитания. Он считал, что нравственность свойственна человеческой природе. Она основана на стремлении к самосохранению.


Типология характера
Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми — опыт наблюдения за их поведением, изучения их ...

Коррекция недостатков памяти
Память занимает важное место в развитии и учебной деятельности учеников. Правда, иногда значение памяти в процессе усвоения знаний преувеличивается. Традиционная директивная педагогика основывается на представлении о том, что основным механизмом формирования знаний, умений, навыков является их многократное повторение вплоть до запоминан ...

Использование сказок в психокоррекционной работе
В последнее время развивается такое направление как сказкотерапия. Так что же это такое? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Сказка – это «слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже «обнюхивает» «слоеный пирог смыслов» и выбирает самый «вкусны ...

Категории