Материалы » Психология человека » Общее представление о личности в психологии. Основные психологические теории личности. Структура личности

Общее представление о личности в психологии. Основные психологические теории личности. Структура личности
Страница 2

Последователи Фрейда, К.Юнг и А. Адлер несколько отмежевались от учителя. Основной причиной разногласий между ними была фрейдовская идея пансексуализма. Теория Юнга получила название «аналитическая психология». По мнению учёного, в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Юнг разработал сложную структуру личности, включающую «я», «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе), «самость» (самопознание смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений), «анимус» (источник непререкаемых суждений). Психолог предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки – экстраверсия, интроверсия; по доминирующей функции – мышление, чувство, ощущение или интуиция. Адлер является основателем индивидуальной психологии. В своём учении он отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности. Учёный считал, что между сознательным и бессознательным нет жёсткой границы. Своей деятельностью он оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, исследования в области детской и клинической психологии и дефектологии.

Наиболее яркими представителями неофрейдизма являются К.Хорни и Г.С. Салливан. Карен Хорни полагала, что основа сущности человека состоит во врождённом чувстве беспокойства. Неврозы, сущность которых заключается в переживании коренной тревоги, обусловлены противоречиями межчеловеческого общения, прежде всего во взаимоотношениях между родителями и детьми. Салливан избрал объектом исследования личность как продукт совместной деятельности субъектов, так как она является моделью межличностных отношений, характеризующих человеческую жизнь. Основными механизмами развития личности учёный считал потребность в нежности и ласке, а также стремление избежать тревоги.

Представителями теорий гуманистической психологии являются К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт. Ведущий представитель данного направления Карл Роджерс в качестве ядра личности рассматривал «Я - концепцию», представленную динамикой соотношения «Я – реального» (система представлений и оценок самого себя) и «Я – идеального» (то, каким человек хочет быть). Роджерс разработал недирективную психологию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов и избегать оценок поведения, а актуализировать творческие способности клиента. Г. Олпорт является разработчиком теории черт. Согласно этой теории, люди отличаются по набору и степени развития независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строго её обследования, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате о её врожденности и универсальности. Учёный дал описание личностных особенностей самоактуализирующихся людей, - независимости, креативности, философского мировоззрения и других. В дальнейшем видоизменил свою модель на основе идеи о качественном различии двух классов потребностей: потребностей нужды и развития.

Страницы: 1 2 3


Функции лидера молодежной неформальной группы
Нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда важных, необходимых группе социально-психологических функций. В литературе выделяется пять основных функций лидера молодежной неформальной группы: · Организаторская функция лидера заключается в том, что он создает, организует и руководит де ...

Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии: истоки и современное состояние развития. Современные последователи учения Л.С. Выготского
Но прошло определенное время, и мы можем теперь говорить, рассматривая конкретные работы учеников Выготского, о том, что возникли автономные школы внутри единого направления Выготского. Я не буду дальше называть имен (для многих из нас это – наиболее авторитетные научные учителя: Лурия, Леонтьев, Запорожец, Божович, Гальперин, Лисина, б ...

Кодекс этики.
Супервизия представляет собой деятельность, не имеющую целью извлечение выгоды. Ее основные ценности – это ответственность, беспристрастность и уважение. Супервизоры должны в равной степени заботиться об этичности своей работы независимо от того, является ли их работа оплачиваемой и независимо от того, какой вид супервизии они использую ...

Категории