Материалы » Психология человека » Общее представление о личности в психологии. Основные психологические теории личности. Структура личности

Общее представление о личности в психологии. Основные психологические теории личности. Структура личности
Страница 1

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые врождённые особенности. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий труда. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детёныша животного. Принадлежность конкретного человека к конкретном роду зафиксирована в понятии индивид. Понятие индивид характеризует человека как носителя определённых биологических свойств. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Здесь он выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В свою очередь, особенности развития всех трёх уровней характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, и определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий и обозначает конкретного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось с древних времён и в данный момент насчитывает множество различных концепций, теорий и их классификаций.

Б.В. Зейгарник рассматривает существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистические теории личности, теории личности французской социологической школы и прочие.

Одной из наиболее распространённых теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Создателем этой теории является Зигмунд Фрейд. Учёный полагал, что развитие психики – это приспособление к враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врождённые и бессознательные явления. Психика, по Фрейду, состоит из трёх слоёв – сознательного, предсознательного и бессознательного. Им выделены следующие структуры личности: ид, эго и суперэго. Ид располагается в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, так как в ней расположены врождённые влечения, которые стремятся к своем удовлетворению. Вторая структура личности – эго – тоже врождённая. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужается. Со временем человек начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, сужая своё «я» до объёма эго. Третья структура личности – суперэго. Она формируется в процессе жизни ребёнка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием суперэго.

Страницы: 1 2 3


Взаимосвязь отношения параметров социальной адаптации ребёнка и стилей родительского отношения.
Таблица 2.15. Корреляционные взаимосвязи параметров социальной адаптации ребёнка. Любознательность Доминантность Общительность Закрытость Соц. адекват. Повед Любознательность Доминантность Общительность Закрытость Соц. адекватность поведения 0,46* -0,52* 0,55* -0,72* 0,44* 0,46* 0,55* -0,46* 0,4 ...

Интервью
«Психиатрическое интервью» – термин, введенный Салливаном для обозначения межличностной («лицом к лицу») ситуации, возникающей между терапевтом и пациентом. Интервью может быть однократным, или же возможна серия интервью на протяжения длительного времени. Салливан определяет интервью как «систему или ряд систем межличностных процессов, ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
В исследовании изучались следующие показатели: 1. КС – коммуникативные склонности 2. ОС – организаторские склонности 3. НС – направленность на себя 4. НО – направленность на общение 5. НД – направленность на дело Полученные средние значения по показателям приведены в таблице 4.1. Таблица 4.1. Таблица средних значений № ...

Категории