Общее представление о личности в психологии. Основные психологические
теории личности. Структура личностиСтраница 1
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые врождённые особенности. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий труда. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детёныша животного. Принадлежность конкретного человека к конкретном роду зафиксирована в понятии индивид. Понятие индивид характеризует человека как носителя определённых биологических свойств. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Здесь он выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В свою очередь, особенности развития всех трёх уровней характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, и определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий и обозначает конкретного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось с древних времён и в данный момент насчитывает множество различных концепций, теорий и их классификаций.
Б.В. Зейгарник рассматривает существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистические теории личности, теории личности французской социологической школы и прочие.
Одной из наиболее распространённых теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Создателем этой теории является Зигмунд Фрейд. Учёный полагал, что развитие психики – это приспособление к враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врождённые и бессознательные явления. Психика, по Фрейду, состоит из трёх слоёв – сознательного, предсознательного и бессознательного. Им выделены следующие структуры личности: ид, эго и суперэго. Ид располагается в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, так как в ней расположены врождённые влечения, которые стремятся к своем удовлетворению. Вторая структура личности – эго – тоже врождённая. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужается. Со временем человек начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, сужая своё «я» до объёма эго. Третья структура личности – суперэго. Она формируется в процессе жизни ребёнка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием суперэго.
Специфика познавательного и эмоционально-личностного развития детей с
церебральными параличами. Особенности
эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается ...
Джон Локк (1632 – 1704) - известный английский философ и психолог
Локк родился в семье провинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучал философию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта. Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В течение нескольких лет занимался преподавательской деятельностью в Оксфорде (преподавал греческий яз ...
Интенциональная и лингвистическая специфика дискурса группы (на примере
субкультуры туристов)
Теоретическую основу исследования составило представление об интенциональном пространстве дискурса как совокупности иерархически организованных интенций, присущих данной сфере коммуникации и определяющих ее особенности.
В исследовании приняло участие 31 человек, имеющий различный опыт взаимодействия в группе туристов. В общей сложности ...