Материалы » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте » Специфика родительско-детских отношений с точки зрения ребёнка-дошкольника

Специфика родительско-детских отношений с точки зрения ребёнка-дошкольника
Страница 2

В 40% рисунков фигуры родителей отдалены друг от друга, находятся на значительном расстоянии, что указывает на слабость позитивных эмоциональных отношений между членами семьи. В то же время родители разделены – отец и мать не выступают, как супружеская или родительская пара - скорее как отдельные индивиды.

Примечательны те рисунки, где оба родителя нарисованы на переднем плане, как бы заслоняя фигуры детей. Это может быть связано с восприятием доминантности родителей.

Сплочённость семьи встречается только в 55% рисунков, что является психологическим благополучием, включённости в семью.

Такой критерий, как увеличение состава семьи встречается лишь в 10% рисунков, означающий неудовлетворённые психологические потребности ребёнка в семье.

Таким образом, с одной стороны родители выступают для ребёнка как важные, значимые в жизни люди, с другой стороны в детских рисунках отражены негативные моменты взаимоотношений родителей детей-дошкольников между собой.

Присутствие в рисунках братьев (15%) и сестёр (20%) можно интерпретировать, исходя из того, как они нарисованы.

Например, в рисунке Влада Ены (5,5 лет) он нарисовал младшую сестру негативной со злым лицом. Это может быть связано с конкурентными отношениями с сестрой в семье или ревностью.

То же самое касается тех рисунков, где дети рисуют животных вместо братьев или сестёр. Саша Галунов (5,5 лет) нарисовал зайчика вместо своего брата, а себя уменьшил в размерах. Таким образом, он обесценил своего брата, это означает «символическую агрессию».

Присутствие других членов семьи проявляется в 15 % рисунков. При этом отношение к кому-либо из других членов семьи (бабушек, дедушек и т.д.) может позитивным (такие рисунки встречаются в 40% случаев), так и негативным (такие рисунки встречаются в 55% случаев), связанным с агрессивными побуждениями относительно этого человека, что также отражает семейное неблагополучие.

Наличие «Я – образа» наблюдается в 85% рисунков. Отсутствие себя на рисунке у 15% детей говорит о чувстве отвержения, неприятия. Например, Александра Сергиенко (6 лет) сказала, что себя рисовать не умеет и нарисовала только родителей, что является отсутствие чувства общности.

Ваня Толстой (5,5 лет): « Себя не нарисовал, так как негде было».

Саша Скалозубов (6 лет) на вопрос: «Где ты?» ответил: «А я дома играю, и бабушка со мной дома играет».

Эмоциональные отношения можно охарактеризовать так:

- количество деталей тела – 55% детей изобразили все детали тела, присущие человеку, что говорит о позитивной концентрации на его рисовании.

- декорирование - 35% - детали одежды и украшения Низкий процент получился потому, что внимание декорированию в рисунках в основном уделяют девочки.

Чувство ненужности, незначимости испытывают 65% детей. Это видно из того, что они как бы уменьшают себя на рисунке.

Иллюстрацией этого положения может служить рисунок Карины Поликарповой (5,5 лет). Она нарисовала себя ненатурально маленькой. Это может быть связано и с тревожностью, чувством небезопасности.

Лада Кадочникова (5,5 лет) нарисовала себя отдельно от всех членов семьи, по другую сторону домика. Её рисунок в целом очень положительный, но при этом она испытывает чувство ненужности из-за того, что у неё есть старшая сестра, которая, по её мнению ближе к родителям.

Страницы: 1 2 3


Особенности воображения у детей конкретной возрастной группы
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, ...

Виды творчества
1. Неосознанное творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. При определенных объективных и субъективных условиях, таких как образование, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость, неудовлетворенность, извлечение уроков из ошибок и др.), приводят к пику творчес ...

Личностно-ориентированная модель взаимодейтсвия взрослого с ребенком
· Ее характерные черты: Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности; развивать его индивидуальность. Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных ту ...

Категории