Материалы » Виктимность или психология потерпевшего

Виктимность или психология потерпевшего
Страница 7

.

К основным понятиям виктимологии Л.В. Франк относит: понятие виктимизации как процесса превращения лица в жертву преступления; понятие виктимности как склонности личности становиться жертвой преступления в результате ее образа действий, социальных, психологических и демографических характеристик; понятие связи "преступник - потерпевший" как системы отношений субъектами в рамках криминогенной ситуации, оказывающей значительное влияние на развитие и происхождение преступного поведения.

Поэтому, основными функциями следователя при работе с потерпевшим являются: получение новой информации о причинах преступления; получение информации о механизме преступного поведения; получение информации о механизме взаимосвязей между преступником и потерпевшим; оценка истинного положения дела посредством анализа уровня виктимизации потерпевшего; использование виктимологической информации в процессе назначения наказания преступнику; использование виктимологической информации для совершенствования процесса возмещения вреда потерпевшим от преступления.

Л.В. Франком было выявлено, что мужчины в возрасте от 20 до 49 лет составляют основную группу потерпевших от преступлений. Риск их повышенной виктимности связан с их антиобщественным поведением, алкоголизацией, частыми контактами с потенциальными преступниками, причем, 8,5 % от общего числа изученных потерпевших были "рецидивными" жертвами.

А.В. Тимченко, В.Е. Христенко, Д.В. Ривман определили основные направления профилактики виктимности: использование оборонных возможностей потенциальных потерпевших и средств защиты; обучение приемам позитивного разрешения опасных ситуаций; правовая пропаганда, правовое обучение; переориентация оперативно-розыскной деятельности с преступника на потерпевшего с целью организации предотвращения преступлений.

По мнению Д.В. Ривмана, виктимологическая профилактика преступлений складывается из трех основных направлений:

1. Общая виктимологическая профилактика, направленная на выявление и коррекцию поведения виктимогенных социальных групп;

2. Идивидуальная виктимологическая профилактика, направленная на выявление потенциальных потерпевших, их обучение и защиту и на защиту и коррекцию поведения реальных потерпевших от преступлений;

3. Профилактика конкретных преступлений с использованием виктимологической информации, а также тактических возможностей пресечения преступлений определенного типа в зависимости от свойственных им виктимологических особенностей.

Очевидно, что вызываемые виктимным поведением кризисные ситуации порождены отнюдь не самой преступностью, а, как уже указывалось ранее, гомеостатическим взаимодействием преступности, виктимности и иных социальных факторов и процессов в конкретно-исторических условиях. Поэтому главной задачей криминалистов и психологов должна быть работа с по профилактике преступности и виктимного поведения.

Перспектива развития психологии потерпевшего - это дальнейшая проработка данного вопроса, который позволит более четко и ясно определить движущие силы различных видов виктимности, содействуя тем самым повышению эффективности профилактики преступлений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. С какими отраслями правоведения и разделами психологии связан раздел "Психология потерпевшего"?

2. В чем заключается сбор информации о жертве преступления?

3. Охарактеризуйте понятие "виктимность".

4. Почему потерпевший является одной из центральных фигур преступления?

5. Какие характеристики потерпевшего определяют уровень преступных намерений относительно него?

6. Назовите вопросы, которые решаются в стадии предварительного следствия и суда в связи с исследованием потерпевшего.

7. Назовите два аспекта исследования индивидуально-психологических качеств потерпевшего (по Ю.В. Чуфаровскому).

8. Какими специальными методами изучают характеристики потерпевшего?

9. От каких факторов зависит поведение потерпевшего в криминальном преступлении и при проведении следственных и судебных действий?

10. Как посредством анализа врожденной или приобретенной неполноценности психики жертвы возможно спрогнозировать развитие предкриминальной ситуации?

11. Почему такие факторы как алкоголизм, наркомания, паразитический образ жизни, провокационное поведение обусловлены связью жертв и преступника?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Учебно-дисциплинированная модель общения
Цель общения : вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание. Способы общения : наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или (и) опека. Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение ...

Ощущение и восприятие
Отправной точкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи между восприятием и ощущением. Природа рецепторных аппаратов у различных видов живот­ных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или свето­вые волны более или менее высокой частоты: собака слышит ультра­звуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некотор ...

Познание и сознание
Нет и не может быть никаких сомнений в том, что познавательная деятельность человека осуществляется с помощью сознания (а если кто-то в этом усомнится, то уже само его сомнение есть познавательный акт, в котором принимает участие сознание). Познание обычно и определяется как отражение действительности в нашем сознании. Слово «сознание» ...

Категории