Материалы » Виктимность или психология потерпевшего

Виктимность или психология потерпевшего
Страница 3

Исследование индивидуально-психологических качеств и характеристик потерпевшего можно рассматривать в двух аспектах (Ю.В. Чуфаровский):

1. "Статическая область"

- это возраст, пол, национальность, служебное положение и тому подобное. Ряд этих характеристик нужно выяснить по непосредственным требованием закона, причем некоторые из них могут влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях).

2. "Динамическая область"

, которая исследует поведение потерпевшего в период перед преступлением и в период события преступления, а также связь этого поведения с поведением преступника.

К специальным методам исследования характеристик и поведения потерпевшего относятся:

анализ следственной и судебной статистики;

изучение материалов судебно-психологической, судебно-патопсихологической, судебно-психиатрической или судебной психолого-психиатрической экспертиз, исследование ситуаций, которые могли спровоцировать конфликт.

Поведение

потерпевшего в момент совершения преступления зависит от следующих факторов:

ситуационных факторов, которые стимулируют и управляют криминальным поведением преступника;

аспектов социального обучения жертвы (имитация, ассоциация, подкрепление);

биологических факторов (уровень психического здоровья жертвы);

влияния внешней среды (стиль воспитания в семье, статус родителей, коммуникативные навыки);

индивидуально-психологических особенностей жертвы (уровень фрустрации, деиндивидуализации, самооценки, уровень притязаний, тревожности, агрессивности, типа высшей нервной деятельности, черт характера, типа акцентуации).

Отечественные специалисты в области юридической психологии (Ю.В. Чуфаровский, Л.В. Васильев) считают, что жизненный опыт имеет большое значение в поведении потерпевшего по делам о сексуальных преступлениях, преступления на транспорте, в области нарушений правил техники безопасности. На поведение потерпевшего также, по их мнению, влияет правосознание

: знание закона и своих прав дает возможность при отображении преступного нападения осознавать правоту своих действий, которые препятствуют преступлению.

Понятие "социальное научение" отражает тот факт, что мы учимся, в первую очередь наблюдая и слушая, как действуют и говорят другие люди, воспринимая то, что происходит в социальной среде. Социальное научение заключается в том, что человек усваивает способы поведения других людей, наблюдая за их действиями. Причем, по мнению бихевиористов (А. Бандура), чем более значительными есть для нас модели, тем сильнее их влияние на наше поведение.

Американские социальные психологи, возрастные психологи и криминалисты (Курт Бартол, А. Бандура, Б. Скиннер), считают, что социальное научение является одним из самых важных факторов знания людей, - как избежать нападения и не спровоцировать относительно себя совершение преступления.

Что касается биологических факторов, то, например врожденная или приобретенная неполноценность психики жертвы,которая не прогнозирует в силу объективных причин развитие социальной ситуации, является одной из основных

виктимологических характеристик при осуществлении сексуального преступления (например, девушка, с диагнозом олигофрения в стадии дебильности, не в состоянии адекватно оценить и спрогнозировать социальную ситуацию, если речь идет о групповом изнасиловании, и своим поведением может провоцировать преступников).

Индивидуально-психологические особенности

потерпевшего характеризуются типом высшей нервной деятельности, чертами его характера, типом акцентуации, уровнем коммуникации. В структуре индивидуально-психологической характеристики потерпевшего отмечают такие качества как агрессивность, деспотизм, враждебность, негативизм, склонность к употреблению алкоголя, сексуальную гиперактивность, неразборчивость в выборе партнера, доверчивость. При изучении преступления на уровне индивидуально-психологических качеств потерпевший представляет интерес в той мере, в которой его характеристики вписываются в событие преступления и носят в себе заряд криминогенности.

В последнее время важное место в исследованиях криминалистов уделяется роли жертвы в происхождении преступления, ее межличностным связям и отношениям с преступником. Статистика правонарушений показывает, что:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Проблема смысла жизни человека по Франклу
Франкл утверждает: а) что человеческий дух есть особая сущность, которая и испытывает потребность в смысле; б) что смыслы в мире существуют объективно, поскольку даны Богом; в) что поэтому за реализацию смыслов человек несет ответственность перед Богом; г) что познание интуитивно, и совесть есть тот орган, который всегда и в любой с ...

Система элементов и признаков внешнего облика человека
Внешний облик человека можно представить в виде системы элементов, т.е. деталей, частей, выделяемых при его визуальном изучении. Внешнее строение головы, туловища, конечностей; функциональные проявления человека (осанка, походка, мимика и т.д.); общефизические данные (пол, возраст, антропологический тип и т.п.); детали предметов одежды ...

Причины возникновения конфликта
Анализ процесса возникновения конфликта включает изучение развития того противоречия, который лежит в его основе. Л. Козер отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность мирного решения противоречий. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей ...

Категории