Материалы » Виктимность или психология потерпевшего

Виктимность или психология потерпевшего
Страница 4

более 65% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, 50% из них употребляли спиртные напитки вместе с преступником перед совершением преступления;

каждый восьмой потерпевший не работал;

10% потерпевших вели паразитический образ жизни;

в 40% случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе, и провокационным (Ю.В. Чуфаровский).

Подобные характеристики и особенности поведения потерпевшего содействуют увеличению риска совершения в отношении их тяжелых противоправных действий.

Американские криминалисты, опираясь на данные опросов и статистики, уверенно утверждают, что в связи с профилактической работой, которая была проведена с населением (фильмы, лекции в учебных заведениях), показатель виктимизации (количество жертв преступлений на тысячу взрослых жителей) значительно снизился в 1999 году по сравнению с 1993 годом: процент жертв насилия упал на 34% (с 50 до 33 случаев на тысячу человек), количество преступлений на сексуальной почве уменьшилось на 32%, грабежей - на 40%, нападений при отягчающих обстоятельствах - на 44%, краж личного имущества - на 61%. Данные NCVS за 2000 год говорят о том, что чаще всего существуют отношения между жертвой и преступником: 54% от общего числа жертв тяжелых преступлений знали преступников, около 1 млн. преступлений были совершены мужчинами или партнерами по семейной жизни (подобные преступления получили название "насилие в отношении близких партнеров", причем, такие преступления происходят чаще всего против женщин - 85% от общего числа).

Важным регулятором поведения потерпевшего является уровень развития самооценки, уровня притязаний

и тревожности

. Детальное изучение проблемы тревожности в связи с виктимностью показало, что данная психологическая характеристика является одним из основных показателей жертв преступлений.

Тревожность

стоит рассматривать как эмоционально-личностное образование, что, как и всякое сложное психологическое образование, имеет разнообразные детерминанты и аспекты, и является ярким субъективным представлением неблагополучия развивающейся личности.

Основные теоретические подходы по исследованию и определению уровня тревожности пометили З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, К. Ясперс, Дж. Тейлор, Х. Хеккаузен, И.Г. Сарасон, Ф.Б. Березин, Ю.Л. Ханин и другие. Следует отметить, что одни ученые считают фактором развития тревожности неблагоприятную микросоциальную среду, другие - внутриличностные проблемы.

Тревожность

(как психологический показатель

) является субъективным проявлением неблагополучия личности. Уровень тревожности может быть повышен при тяжелых нервных, психосоматических заболеваниях, а также у здоровых людей, которые пережили стрессовую ситуацию. В некоторых случаях тревожность может быть показателем негативной Я-концепции, или неблагоприятного экологического фона (А.И. Прихожан).

Известный исследователь тревожности Ч. Спилбергер считает, что тревожность - это сложный психобиологический феномен и предлагает рассматривать тревогу как состояние, а тревожность как свойство личности. Тревога, с точки зрения автора, есть реакция на опасность, которая угрожает индивиду. Функционально тревожность не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и подталкивает его к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на определение угрожающего предмета. Тревожность проявляется как чувство неуверенности в себе, в бессилии перед внешними факторами, преувеличении их силы и угрожающего характера.

Понимание отечественными авторами (А.И. Прихожан, Л.О. Китаев-Смык) тревожности как стойкой личностной характеристики

обращает особенное внимание на ее роль в возникновении и закреплении определенных тенденций в личностном развитии, поведении индивида, его взаимодействия с социальной средой (в первую очередь, особенностей общения и, как следствие - виктимности).

Следующий психологический показатель, который может иметь генерализованное влияние на поведение жертвы, - это уровень притязаний

. Исследователи (Л.В. Бороздина, Б.В. Зейгарник, Ю.В. Чуфаровский) связывают его с феноменом "аффекта неадекватности". Под "аффектом неадекватности"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Теория социального научения
Теории личности в перспективе социального научения - это прежде всего теории научения. В начале своего становления теория социального научения придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако современная теория приобрела явно выраженный когнитивный (cognitive - познавательный) характер. Важность подкрепления была учтена в пон ...

Психастенический тип
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами". Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии - боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь ...

Взаимосвязь потребностей и трудовой мотивации человека
Саму потребность можно определить несколькими способами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой». В потребности объединены два компонента – объективный и субъективный. Объект ...

Категории