Материалы » Виктимность или психология потерпевшего

Виктимность или психология потерпевшего
Страница 4

более 65% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, 50% из них употребляли спиртные напитки вместе с преступником перед совершением преступления;

каждый восьмой потерпевший не работал;

10% потерпевших вели паразитический образ жизни;

в 40% случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе, и провокационным (Ю.В. Чуфаровский).

Подобные характеристики и особенности поведения потерпевшего содействуют увеличению риска совершения в отношении их тяжелых противоправных действий.

Американские криминалисты, опираясь на данные опросов и статистики, уверенно утверждают, что в связи с профилактической работой, которая была проведена с населением (фильмы, лекции в учебных заведениях), показатель виктимизации (количество жертв преступлений на тысячу взрослых жителей) значительно снизился в 1999 году по сравнению с 1993 годом: процент жертв насилия упал на 34% (с 50 до 33 случаев на тысячу человек), количество преступлений на сексуальной почве уменьшилось на 32%, грабежей - на 40%, нападений при отягчающих обстоятельствах - на 44%, краж личного имущества - на 61%. Данные NCVS за 2000 год говорят о том, что чаще всего существуют отношения между жертвой и преступником: 54% от общего числа жертв тяжелых преступлений знали преступников, около 1 млн. преступлений были совершены мужчинами или партнерами по семейной жизни (подобные преступления получили название "насилие в отношении близких партнеров", причем, такие преступления происходят чаще всего против женщин - 85% от общего числа).

Важным регулятором поведения потерпевшего является уровень развития самооценки, уровня притязаний

и тревожности

. Детальное изучение проблемы тревожности в связи с виктимностью показало, что данная психологическая характеристика является одним из основных показателей жертв преступлений.

Тревожность

стоит рассматривать как эмоционально-личностное образование, что, как и всякое сложное психологическое образование, имеет разнообразные детерминанты и аспекты, и является ярким субъективным представлением неблагополучия развивающейся личности.

Основные теоретические подходы по исследованию и определению уровня тревожности пометили З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, К. Ясперс, Дж. Тейлор, Х. Хеккаузен, И.Г. Сарасон, Ф.Б. Березин, Ю.Л. Ханин и другие. Следует отметить, что одни ученые считают фактором развития тревожности неблагоприятную микросоциальную среду, другие - внутриличностные проблемы.

Тревожность

(как психологический показатель

) является субъективным проявлением неблагополучия личности. Уровень тревожности может быть повышен при тяжелых нервных, психосоматических заболеваниях, а также у здоровых людей, которые пережили стрессовую ситуацию. В некоторых случаях тревожность может быть показателем негативной Я-концепции, или неблагоприятного экологического фона (А.И. Прихожан).

Известный исследователь тревожности Ч. Спилбергер считает, что тревожность - это сложный психобиологический феномен и предлагает рассматривать тревогу как состояние, а тревожность как свойство личности. Тревога, с точки зрения автора, есть реакция на опасность, которая угрожает индивиду. Функционально тревожность не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и подталкивает его к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на определение угрожающего предмета. Тревожность проявляется как чувство неуверенности в себе, в бессилии перед внешними факторами, преувеличении их силы и угрожающего характера.

Понимание отечественными авторами (А.И. Прихожан, Л.О. Китаев-Смык) тревожности как стойкой личностной характеристики

обращает особенное внимание на ее роль в возникновении и закреплении определенных тенденций в личностном развитии, поведении индивида, его взаимодействия с социальной средой (в первую очередь, особенностей общения и, как следствие - виктимности).

Следующий психологический показатель, который может иметь генерализованное влияние на поведение жертвы, - это уровень притязаний

. Исследователи (Л.В. Бороздина, Б.В. Зейгарник, Ю.В. Чуфаровский) связывают его с феноменом "аффекта неадекватности". Под "аффектом неадекватности"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Сенситивный тип
С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в ново ...

Метод исследования личности (методика ТАТ)
Проективная методика исследования личности. Создана Х.Морган и Г.Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г.Мюррея, который внес весомый вклад в ее разра­ботку. Стимульный материал ТАТ - стандартный набор из 31 таб­лицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на ко­торой обследуемый может вообра ...

Динамизмы
Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Он определяется как «относительно устойчивый рисунок энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого» (1953, с. 103). Она может быть открытой, общественной, как например, ...

Категории