Материалы » Мотивы поведения дошкольников » Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте

Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте
Страница 3

Специальные исследования показывают, что общественные по своему содержанию мотивы уже в детском возрасте могут приобрести значительную побудительную силу, большую, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности. Однако мотивы этого типа возникают не спонтанно, а благодаря воспитательному воздействию взрослых[7,c.256].

Итак, в детском возрасте появляются новые мотивы поведения. Мотивы эти, однако, не рядоположны, они вступают в определенные взаимоотношения, соподчинения. Соподчинение, иерархия мотивов является важнейшим новообразованием в развитии мотивационной сферы ребенка. «Только в детском возрасте мы можем впервые обнаружить эти более высокие по своему типу соотношения мотивов, устанавливающиеся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие»[8,c.156].

Если поведение ребенка раннего возраста вызывается определенной ситуацией, доминирующим в данный момент чувством, то дошкольник уже умеет сдерживать себя. Однако эта способность формируется постепенно.

Н. М. Матюшиной (1987) было проведено исследование с целью выявления возможности детей 3-7 лет сдерживать свои непосредственные желания. Испытуемым предлагалось в течение некоторого времени не смотреть на определенный предмет. В первой серии опытов в качестве ограничителя выступал запрет взрослого в чистой форме; во второй — получение поощрительной награды; в третьей — наказание в форме исключения из игры; в четвертой — «собственное слово» (обещание) ребенка. Данные этого эксперимента представлены в табл. 1.

Таблица1. Количество детей, сдерживающих непосредственные желания под влиянием различных «мотивов-ограничений»

Серия опытов

Характер мотивов

Возраст, лет

3-5

5-7

I.

Запрет взрослого в чистой форме

46,7

67,0

II

Поощрение-награда

66,7

100,0

III.

Наказание-исключение

66,0

80,0

IV.

«Собственное слово»

46,7

80,0

Результаты исследования показали, что детям 5-7 лет легче сдерживать свои непосредственные побуждения, нежели их младшим товарищам. Отличается и побудительная сила различных мотивов-ограничений. Наиболее сильно действует мотив поощрения, наименее слабым ограничителем в обеих группах выступает запрет взрослого, не усиленный другими дополнительными мотивами.

Мотив «собственное слово» оказывает существенное влияние на более старших детей, для младших детей он является еще слабым мотивом. На поведение детей начинают оказывать влияние и мотивы морального характера, но у детей 3-5 лет они еще слабо выражены.

Исследование выявило также, что в условиях присутствия взрослых и других детей дети проявляют больше способности к сдерживанию своих непосредственных побуждений, нежели в случаях вне видимого контроля.

Страницы: 1 2 3 4


Структура беседы
Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность. Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить ег ...

К вопросу о взаимосвязи личностных ценностей и творческого потенциала руководителей творческих коллективов
В настоящее время постоянные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества в последние годы влекут за собой радикальные изменения в психологи людей. Особую остроту сегодня приобретает обращение к личностному ориентиру в науке в связи с социальной нестабильностью, влекущей за собой постоянные изменения поступко ...

Дефицит диалога преподавателей факультета со студентами, как на учебных занятиях, так и в неформальной обстановке.
Несколько фрагментов из ответов студентов: «Главным достоинством обучения в университете - является фундаментальный подход к образованию… Но, с другой стороны, очень много "сухого знания", которые лектор просто сообщает студентам без всякой обратной связи. Хотя мне кажется, что гораздо более полезным было бы обсуждение пробле ...

Категории