Материалы » Глубинно-психологическое исследование девиантного поведения подростков » Взгляд на формирование девиантного поведения с точки зрения теории объектных отношений.

Взгляд на формирование девиантного поведения с точки зрения теории объектных отношений.
Страница 1

Мелани Кляйн, автор теории объектных отношений, полагала, что в основе их формирования лежит базальный конфликт меж­ду стремлением к удовольствию и стремлением к безопас­ности. С самого начала младенцу присущи два основных влечения: либидное и агрессивное, равновесие между кото­рыми постоянно колеблется. Развивающееся эго стремится овладеть влечениями и получать удовольствие от их удовлетворения в безопасных условиях. Материнская грудь является для младен­ца главным объектом, а мать — «всесильным существом, которое может избавить от любой боли и зла». Однако далеко не всегда грудное кормление и мате­ринская забота идеально соответствуют запросам ребен­ка. «В результате получается, что грудь, в виде психического представления, связанного с удовольствием и удовлетворени­ем, оказывается любимой и ощущается как «хорошая»; по­скольку же она является и источником фрустрации, она не­навидится и ощущается как «плохая». Этот контраст между «хорошей» и «плохой» грудью существует благодаря недостаточной интегрированности Эго и процес­сам расщепления внутри него. «Хорошая» грудь — внешняя и внут­ренняя — становится прототипом всех полезных и удовлетво­ряющих объектов, «плохая» же грудь — прототипом всех пре­следующих и угрожающих объектов» [28, стр. 159]. Таковы первичные формы объектных отношений, ко­торые способен развить человек в течение жизни. Спутанные представления о «плохом» и «хоро­шем» ведут к недифференцированным отношениям поглощения и отвержения (интроекции и проекции). Аг­рессия и зависть мешают младенцу установить стабильно позитивные отношения с хорошими объектами, тогда как чувства благодарности и любви формируют устойчивость к фрустрациям. Это способствует образованию сильного Эго, но главную роль в процессе развития личности иг­рает мать. Хорошая мать может вмещать любые, сколь угодно агрессивные и деструктивные проекции младенца, не разрушаясь и не наказывая (не повреждая) его самого [28].

М. Кляйн считала, что процесс интеграции Эго, развития его защитных механизмов, процесс становления и развития объектных отношений проходит через две стадии, которые не имеют четкой хронологии и могут существовать в течение всей жизни человека в качестве позиций, отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру. Она описывает две позиции: параноидно-шизоидную и депрессивную. Для первой характерно отсутствие интеграции Эго и объектов, которые разделены на хорошую и плохую части. Основными защитными механизмами при этом являются расщепление себя и объекта и как следствие резкие и внешне не мотивированные изменения в чувствах и поведении по отношению к себе и другим людям на противоположные, и проективная идентификация, что приводит к нарушению границ между собой и объектом, и ощущению внешнего объекта как плохой, преследующей части себя и наоборот.

Клинически более зрелой является депрессивная позиция, для которой характерна целостность себя и объекта, т. е. реалистическое признание в себе и в других людях как хороших, так и плохих сторон, способность испытывать вину за свои агрессивные и разрушительные чувства и желания, смягчать свою ненависть любовью. Депрессивной позиции присущи зрелые защитные механизмы и объектные отношения с целостными объектами, например с матерью, отцом, сочетающими в себе как свои хорошие, так и плохие черты [24, стр. 9].

Так, следуя теории М. Кляйн, можно сделать выводы, что на формирование характера и модели поведения человека влияют факторы и конфликты доэдиповой стадии развития ребенка, основную роль здесь играют отношения между матерью и младенцем, степень удовлетворения и фрустрированности потребностей ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Основная часть
Одной из причин интереса к проблеме профессионального самоопределения является признание того, что оно является способом самоактуализации личности в социально-одобряемой деятельности и важнейшей линией ее жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, М.Я. Басов, К.М. Гуревич, М.Р. Гинзбург, Н.А. Логинова, А.В. ...

Невербальное общение в процессе беседы
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые позволяют убедиться в достоверности того, что сказано словами. Пон ...

План разрешения споров
При искреннем желании разрешить спорный вопрос, нужно следовать следующему плану ведения разговора. Лучше, если с вашим партнером разбора конфликтной ситуации ознакомлен соперник. Разговор на чистоту лучше вести в специально выбранное время и в помещении, где не будет посторонних свидетелей. Конструктивный спор как сознательно организо ...

Категории