Взгляд на формирование девиантного поведения с точки зрения теории
объектных отношений.Страница 2
Представления М. Кляйн о ранних стадиях развития взаимоотношений постепенно дополнялись другими психоаналитиками. Особенно значительный вклад в проблему раннего генезиса объектных отношений внес Д. В. Винникотт. Вместо оценки влияния «хорошего» и «плохого» грудного вскармливания он использует понятие «холдинг» — материнская забота и поддержка. Холдинг — важнейший фактор психического развития и становления отношений в раннем детстве. Именно забота и преданность матери, чутко реагирующей на все нужды ребенка, хорошо понимающей его желания и страхи, является, по Винникотту, ведущим фактором развития отношений. В отношениях холдинга складывается первое ощущение собственного Я [28, стр. 172].
Неуверенные в себе, тревожные или депрессивные матери не способны обеспечить первичную поддержку, создать оптимально спокойную и комфортную среду для младенца. В этом случае ребенок может пронести свое раннее ощущение «шаткости» окружающего мира и отношений с близкими через всю дальнейшую жизнь.
«Достаточно хорошая мать», по определению Винникотта, — спокойная, заботливая, разумная и любящая, обеспечивающая, наряду с безопасностью и комфортом, возможность объектного удовлетворения. Достаточно хорошая мать в процессе ухода за младенцем и общения с ним создает потенциальное пространство для развития его объектных отношений.
Она знакомит малыша с новыми объектами, сообразуясь с его желаниями и возможностями. Это пространство, указывает Винникотт, становится источником образования связей между ребенком и объектами. В нем осуществляется взаимодействие внешнего и внутреннего, реализуется способность к символической игре, творческому и эстетическому восприятию действительности [28].
Процесс формирования способности к самостоятельному, отделенному и отдельному от матери существованию проходит с помощью «переходного объекта». Так называется любая вещь, которую младенец ценит и любит, поскольку с ее помощью справляется ситуациями, когда мать уходит и оставляет его в одиночестве. Он сосет пеленку или собственный палец, прижимает к себе край одеяла и т.п. Такие объекты, согласно Винникотту, смягчают несоответствие между иллюзией всемогущества грудного ребенка и неизбежными фрустрациями роста и отнятия от груди. Переходный объект поддерживает воображаемое присутствие реальной или идеальной матери; он может сохранять материнский запах и может представлять материнскую грудь. Винникотт рассматривал переходные объекты как нормальные.
Винникотт ввел также понятия «истинного Я» и «ложного Я». «Истинное Я» - это то, во что превращается потенциал человека при оптимальных внешних условиях. «Ложное Я» развивается при неблагоприятных внешних условиях. Под влиянием таких обстоятельств потенциал «истинного Я» может не развиться. Результатом может стать потенциальное «истинное Я», редуцированное «ложным Я».
Так, к условиям для оптимального установления объектных отношений и развития личности описанным М. Кляйн, Д. В. Винникотт добавил такие как: холдинг – материнская забота и внимание; первичная поддержка матери; адекватная позиция матери – не тревожная, спокойная, заботливая.
Другой представитель теории объектных отношений - Маргарет Малер – обращала особое внимание на то, как младенец постепенно освобождается от материнской опеки. Процесс сепарации/индивидуации, в результате которого ребенок становится автономным и независимым, она назвала «психическим рождением человека». Разделение Малер рассматривала не как установление пространственной дистанции, а как развитие способности быть независимо от матери [28].
Конфиденциальность.
Содержание супервизии строго конфиденциально. Супервизоры должны ясно обозначить границы конфиденциальности. Если супервизируемый претендует на сертификацию, его необходимо уведомить о подаче супервизором отчетов в Тренинговый Комитет. ...
Преемственность
Творчество, как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, созерцанию, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, ...
Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел
Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников.
Целью психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях ...