Материалы » Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков » Теоретические основы проблемы развития самосознания подростков. Понятие и сущность самосознания личности

Теоретические основы проблемы развития самосознания подростков. Понятие и сущность самосознания личности
Страница 1

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. На данной стадии развития психологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть основы развития личности и самосознания в теоретическом аспекте, представленном теориями личностей разных ученых, а не останавливаться конкретно на какой-либо их них. Следует пояснить, что в зарубежной литературе термин «Я-концепция», обозначает совокупность представлений индивида о самом себе. То есть самосознание чаще всего отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе и поведенческими реакциями, которые порождаются образом «Я» и самоотношением.

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение Я и его функциям. Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития Я на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона Я предстает как самостоятельная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах Я, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Эриксон утверждает, что Я проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий – результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей. [22, 57].

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) самостоятельность – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие – неполноценность; 5) самотождественность Я – ролевое смешение; 6) близость – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) цельность Я – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона, рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы самотождественности Я, достижение самотождественности и способность к близости. Было отмечено, что теория Эриксона послужила стимулом для очень небольшого количества исследований. Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения подростков – проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребление алкоголя и наркотиков – объяснялись как частичное отражение кризиса самотождественности. [22, 58].

Карл Роджерс, представитель феноменологического направления, хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к Я. В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства – тенденцию к актуализации, врожденное стремление человека воплощать в действительность, сохранять и интенсифицировать себя. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие. Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции, наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс подчеркивал, что детям для развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом. [22, 98].

Страницы: 1 2 3


Межличностные отношения в «детском обществе»
В группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу «рядом, но не вместе». Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает свою куклу»). Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой м ...

Личностно-ориентированная модель взаимодейтсвия взрослого с ребенком
· Ее характерные черты: Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности; развивать его индивидуальность. Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных ту ...

Технология оздоровления детей посредством искусства
В развитых странах мира в профилактике и лечении заболеваний у детей большое значение придается искусству и игровой деятельности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Вот если малыш заикается — тогда да, он может это понять, особенно когда его начинают дра ...

Категории