Материалы » Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков » Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков

Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков
Страница 4

Нравственная воспитанность или невоспитанность человека в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях. Индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными общественными отношениями. Противоречие между индивидуальной и общественной моралью проявляется в скрытых формах безнравственности и невоспитанности. Оно возникает когда под влиянием эгоизма потребительской психологии, стремления к наживе, молодой человек, маскирую свое подлинное лицо, действует в обход правовых и моральных норм. Орудием разрешения этого противоречия являются демократизация и гласность, способствующие разоблачению двуличия, лицемерия. Низкая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали. Высокая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали.

Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем сознательного освоения конкретной общественно значимой деятельности, глубоко осмысленного практического участия в ней, осознания ее нравственного значения. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей из деятельности и отношений. Вместе с тем нравственное воспитание не растворяется учебной, общественно-гражданской, творческой, трудовой деятельности школьников. Оно совершается и углубляется в процессе их нравственно осознанного осуществления. [16, 115].

Специфика и особенности процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности ребенка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Важно не столько то, что школьник говорит о себе, своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае. Как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям общественной дисциплины – эти отношения рисуют нравственный портрет личности.

Таким образом, специфика процесса нравственного воспитания выражается в своеобразии его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его включенности в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного прочеса воспитания детей.

Страницы: 1 2 3 4 


Социометрические исследования относительно неформального лидерства в коллективе
Проблема неформального лидерства в молодежном коллективе на сегодня является достаточно актуальной, так, весной 2000 г. в учебной группе Российского Университета Дружбы Народов был проведен социометрический анализ, который ставил своей целью выявление неформальных лидеров в студенческом коллективе. Проведенный социометрический анализ п ...

Поведение в общественных местах
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и п ...

К вопросу о влиянии патологического влечения к азартным играм на состояние близких к патологическому игроку родственников
Согласно данным сайта http://psy.su/culture/1758/ 10% постоянных клиентов игорных заведений заболевают зависимостью от азартных игр; 60% населения проводят свой досуг в игровых салонах хотя бы один раз в год. Кроме того, формирование зависимости от азартных игр влечет за собой серьёзные социальные и финансовые проблемы у игроков, повыша ...

Категории