Материалы » Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков » Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков

Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков
Страница 4

Нравственная воспитанность или невоспитанность человека в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях. Индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными общественными отношениями. Противоречие между индивидуальной и общественной моралью проявляется в скрытых формах безнравственности и невоспитанности. Оно возникает когда под влиянием эгоизма потребительской психологии, стремления к наживе, молодой человек, маскирую свое подлинное лицо, действует в обход правовых и моральных норм. Орудием разрешения этого противоречия являются демократизация и гласность, способствующие разоблачению двуличия, лицемерия. Низкая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали. Высокая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали.

Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем сознательного освоения конкретной общественно значимой деятельности, глубоко осмысленного практического участия в ней, осознания ее нравственного значения. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей из деятельности и отношений. Вместе с тем нравственное воспитание не растворяется учебной, общественно-гражданской, творческой, трудовой деятельности школьников. Оно совершается и углубляется в процессе их нравственно осознанного осуществления. [16, 115].

Специфика и особенности процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности ребенка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Важно не столько то, что школьник говорит о себе, своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае. Как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям общественной дисциплины – эти отношения рисуют нравственный портрет личности.

Таким образом, специфика процесса нравственного воспитания выражается в своеобразии его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его включенности в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного прочеса воспитания детей.

Страницы: 1 2 3 4 


Представление (Воображение). Определение
Представление (Воображение) – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не вос ...

Предупреждение конфликтов
Тот, кто первым скомандует себе: "Стоп! Никакой грубости и бестактности !", тот предотвращает ссору. Это называется "взять себя в руки". Мастеру часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией. Разобраться в причинах и источниках конфликта любому человеку может помочь совет старшего, более опытного товарища, выше ...

Сущность, структура и функции конфликтов
Конфликт (от лат. «conflictus» - столкновение) – есть форма выражения противоречия. В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба, как психическое напряжение и антагоническую враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположных им. ...

Категории