Материалы » Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков » Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков

Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков
Страница 2

Прежде чем говорить о нравственном воспитании и его особенностях целесообразно дать определение понятия «воспитания». В узком смысле воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности. В широком смысле - это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. [11, 69]. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности.

Процесс нравственного развития человека должен иметь некую цель и задачи, и не может не иметь противоречий, которые как раз и являются двигателем данного процесса, осуществляя собственно его развитие. Результатом нравственного воспитания следует считать индивидуально-личностное формирование морального облика человека, не приносящего вреда ему самому, другим людям и обществу. Тогда цель нравственного воспитания – формирование морально-нравственной культуры поведения и восприятия окружающего мира в соответствии общечеловеческими нравственными ценностями и общепринятыми моральными нормами. [4, 256].

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи нравственного воспитания, включенные в содержание педагогической деятельности. Задачи:

- приобретение нравственных знаний и их адаптация человеком непосредственно к самому себе;

- формирование нравственных чувств и отношений;

- приобретение и развитие нравственных навыков и привычек;

- выработка нравственных убеждений;

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание , знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. [4, 259].

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, чувства. Нравственнее сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. [14, 311].

Страницы: 1 2 3 4


Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы
В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает ее внутренняя психологическая структура. Закономерностью развития неформальной молодежной группы является тенденция к постепенной взаимосвя ...

Приложение 2
Ориентировочная анкета Ф.И.О. Должность ИНСТРУКЦИЯ: Опросный лист состоит из 30 пунктов. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Выберите ответ, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа обведите в кружок. ...

Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности
Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение ...

Категории