Материалы » Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков » Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков

Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков
Страница 2

Прежде чем говорить о нравственном воспитании и его особенностях целесообразно дать определение понятия «воспитания». В узком смысле воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности. В широком смысле - это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. [11, 69]. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности.

Процесс нравственного развития человека должен иметь некую цель и задачи, и не может не иметь противоречий, которые как раз и являются двигателем данного процесса, осуществляя собственно его развитие. Результатом нравственного воспитания следует считать индивидуально-личностное формирование морального облика человека, не приносящего вреда ему самому, другим людям и обществу. Тогда цель нравственного воспитания – формирование морально-нравственной культуры поведения и восприятия окружающего мира в соответствии общечеловеческими нравственными ценностями и общепринятыми моральными нормами. [4, 256].

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи нравственного воспитания, включенные в содержание педагогической деятельности. Задачи:

- приобретение нравственных знаний и их адаптация человеком непосредственно к самому себе;

- формирование нравственных чувств и отношений;

- приобретение и развитие нравственных навыков и привычек;

- выработка нравственных убеждений;

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание , знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. [4, 259].

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, чувства. Нравственнее сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. [14, 311].

Страницы: 1 2 3 4


Категории