Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания
подростковСтраница 1
Исследуя развитие и становление самосознания подростков, нельзя не сказать о нравственном самосознании и его месте в жизни каждого подростка.
Развитие нравственного самосознания тесно связано с когнитивным развитием ребенка. В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает как хороший или плохой в соответствии с правилами, усвоенным им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях он начинает придавать все большее значение своим личным критериям. Именно таким характером нравственной эволюции объясняется тот факт, что если до 7 лет ребенок склонен судить о поступках по важности их последствий, то в более позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерениям.
Кольберг, который занимался изучением нравственного развития детей, выделял три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенционный и постконвенционный. Каждый из них включает по две стадии. [7, 26].
1. Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается. На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
2. Конвенционный уровень (с 10 до 13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
3.Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.
Начиная с подросткового возраста, т. е. с 12-13 лет преднравственный уровень замещается у детей конвенциональным и в меньшей степени – постконвенциональным уровнем. Кольберг, однако, отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше. [7, 28].
Развитие нравственного сознания - одна из важнейших особенностей подросткового возраста: становление нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Если, будучи младшим школьником, он действовал чаще всего либо по непосредственному указанию старших (учителей и родителей), либо под влиянием случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. [16, 88].
Вопросы нравственного развития и воспитания, нравственного или духовного самосовершенствования человека волновали общество всегда, во все времена, им уделялось значительное внимание в теории и практике педагогической деятельности. Среди современных проблем воспитания наиболее острой является проблема нравственного воспитания. Это обусловлено разрушением привычной политической и социальной системы государства, его экономики; ростом преступности, насилия, проявлений жестокости, эгоизма и нравственной распущенности. Нередко привычные нравственные нормы входят в противоречие с социальной действительностью. Подобные процессы оказывают негативное влияние на общественную мораль, систему духовно-нравственных ценностей. Все это деструктивно действует, в первую очередь, на сознание школьников.
Оценка особенностей воображения по рисунку
В исследовании участвовала девушка, 16 лет. Ей предлагалось изобразить несуществующее животное. При интерпретации рисунка выявилось, что обследуемая в своем рисунке комбинировали отдельные части от существующих животных: зебра, тигр, собака, кошка, петух. Это говорит о воссоздающем виде воображения, она не смогла абстрагироваться от сво ...
Проблема психологии террористической угрозы
Актуальность данной темы заключается в том, что терроризм оказался очень эффективной и экономичной версией войны: с минимальными военными затратами на максимальную дестабилизацию состояния населения страны-противника.
На современном этапе развития общества, в век постоянных конфликтов и войн, современный терроризм приобретает такие чер ...
Взгляд на формирование девиантного поведения с точки зрения теории
объектных отношений.
Мелани Кляйн, автор теории объектных отношений, полагала, что в основе их формирования лежит базальный конфликт между стремлением к удовольствию и стремлением к безопасности. С самого начала младенцу присущи два основных влечения: либидное и агрессивное, равновесие между которыми постоянно колеблется. Развивающееся эго стремится овла ...