Материалы » Клиническая феноменология депрессии » Клиническая феноменология депрессии

Клиническая феноменология депрессии
Страница 2

Центральное место в систематике аффективной патологии занимает категория «депрессивный эпизод» — большая депрессия, униполярная или монополярная депрессия, автономная депрессия.

Основные симптомы:

- снижение настроения (по сравнению с нормой);

- отчетливое снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно связанной с положительными эмоциями;

- снижение энергии и повышенная утомляемость.

Дополнительные симптомы:

-сниженная способность к сосредоточению и вниманию;

-снижение самооценки и чувство неуверенности в себе;

-идеи виновности и уничижения (даже при легких депрессиях);

-мрачное и пессимистическое видение будущего;

-идеи или действия, касающиеся самоповреждения или самоубийства;

- нарушенный сон;

- нарушенный аппетит.

Выраженности депрессии:

1. Депрессии легкие (субдепрессии) (F32.0 по МКБ-10)

- основные проявления слабо выражены,

- в клинической картине могут проявляться лишь отдельные черты (моносимптомы) - утомляемость, нежелание что-либо делать, ангедония, нарушение сна, ухудшение аппетита.

2. Депрессии средней тяжести (умеренные) (F32.1 по МКБ-10)

- основные проявления депрессии выражены умеренно,

- снижение социального и профессионального функционирования

3. Депрессии тяжелые (F32.2 по МКБ-10) тяжелые депрессии без психотических проявлений

- доминируют либо тоска, либо апатия, психомоторная заторможенность, тревога, беспокойство, выявляются суицидальные мысли и тенденции

- выраженные нарушения социального функционирования, неспособность к профессиональной деятельности

- бредовые идеи вины, болезни, двигательная заторможенность (вплоть до ступора) или беспокойство (ажитация)

Категория F34 представляет собой хронические (аффективные) расстройства настроения.

Эти расстройства носят хронический и обычно флюктуирующий характер, а отдельные эпизоды недостаточно глубоки, чтобы можно было определить их как гипоманию или легкую депрессию. Поскольку они длятся годами, а иногда в течение всей жизни больного, они причиняют значительное беспокойство и могут привести к нарушению работоспособности. Эта категория не рассматривается среди нарушений личности, так как прослеживается наследственная и генетическая связь с аналогичными расстройствами настроения у родственников и иногда такие больные также хорошо реагируют на терапию, эффективную при аффективных расстройствах.

F34.0 Циклотимия.

Состояние хронической нестабильности настроения

с многочисленными эпизодами легкой депрессии или легкой приподнятости, которые не достигают по выраженности и продолжительности критериев депрессивного расстройства (F33).

F34.1 Дистимия

. Хронически подавленное (сниженное) настроение

, которое не удовлетворяет критериям депрессивного расстройства легкой или средней тяжести из уже рассмотренных рубрик ни по тяжести, ни по длительности отдельных эпизодов. У некоторых больных бывают периоды (дни или недели), которые они сами оценивают как хорошие, но большую часть времени (часто месяцами) они чувствуют себя усталыми и подавленными. Все делается с усилием над собой, и ничто не доставляет радости. Они склонны к мрачным размышлениям, постоянно жалуются на что-то, плохо спят и чувствуют себя дискомфортно, но в целом справляются с основными требованиями повседневной жизни. Дистимия обычно начинается в молодом возрасте и длится в течение нескольких лет, иногда неопределенно долго.

Еще раз обозначим основные проявления, или симптомы депрессии, с точки зрения феноменологии, в соответствии с бинарной (двухуровневой) типологической моделью депрессии

[Смулевич А. Б. и др., 1997] ее психопатологические проявления подразделяются на:

- позитивную эффективность,

- негативную эффективность.

Страницы: 1 2 


Дефицит активных форм обучения на факультете.
Во всех исследованиях студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности во всех сферах практической психологии. Приведу некоторые цитаты: «Недостатки обучения кроются, на мой взгляд, именно в практических аспектах нашего обучен ...

Развитие речи
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову вполне чет ...

Становление эмоционально-когнитивных связей
Построение модели психологического здоровья наталкивается на методологические трудности. Даже определение его легче поддается средствам негативной терминологии, например, мы можем вывести, что условием психологического здоровья будет отсутствие внутриличностных барьеров к самоосуществлению. В противном случае в определениях обозначается ...

Категории