Метод шульца. Теоретические основы аутогенной тренировкиСтраница 3
При помощи аутогенной тренировки можно научиться просыпаться в строго заданное время. Иногда удается путем самовнушения выработать «сторожевой пункт» во время естественного сна, обеспечивающий возможность восприятия речи.
Во время аутогенной тренировки могут возникать деперсонализационные переживания. Так, например, одновременно с чувством тяжести может возникнуть ощущение увеличения размеров руки, при самовнушении теплоты – ощущение чуждости или отсутствия конечности, иногда ее увеличения, в состоянии каталепсии – чувство невесомости тела.
В генезе деперсонализационных переживаний, по всей вероятности, имеет значение изменение интероцептивных ощущений, связанных с мышечным расслаблением, изменением сосудистого тонуса и анальгезией, возникающих на фоне гипнотического фазового состояния.
Опыт аутогенной тренировки показал, что, для того, чтобы повлиять на
вегетативную функцию, не поддающуюся произвольной регуляции, очень важно длительно и многократно вызывать представления, направленные на эту функцию. Тогда как бы проторяется путь от этого представления к вегетативным центрам, регулирующим эту функцию.
Методика АТ состоит из двух ступеней высшей и низшей. Широкую популярность получила только низшая ступень АТ. Эта ступень завоевала признание в разных странах сначала в области медицины, а затем в спорте, авиации и космонавтике, на производстве.
Аутогенная тренировка (по Шульцу), требует значительного времени. Чтобы его сократить, сочетаются сеансы внушения и самовнушения. Врач внушает наступление ощущений, которые предлагает вызвать путем самовнушения, говоря при этом: «Вы сейчас спокойны, совершенно спокойны и почувствуете тяжесть и тепло в руках. Руки станут тяжелые и теплые». Затем предлагается вызвать, соответствующие представления.
В настоящее время аутогенная тренировка применяется как с лечебной, так и с профилактической, психологической целью.
1. Кратковременный отдых. Субъект погружается в состояние релаксации (5-15 мин) с самовнушением последующей бодрости.
2. Активизация организма. Имеется в виду вызывание чувства бодрости, устранение сонливости.
3. Уменьшение чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности. Релаксация особенно показана тревожно-мнительным субъектам. С ее помощью можно устранить эмоциональную напряженность, тревогу, волнение, например у музыкантов, лекторов, спортсменов, экзаменующихся и др. Для этого необходимо овладеть первым и вторым упражнениями.
4. Регулирование функции сна. АТ позволяет научится быстро засыпать и легко пробуждаться в заданный час.
Установка и поведение
Согласно Д.Н.Узнадзе содержание установки зависит от объективного фактора, вызывающего установку. Следовательно, при исследовании содержания установки каждый раз необходимо найти тот предмет в ситуации разрешения задачи, на который направлена установка, и то, какую роль выполняет этот предмет в детерминации деятельности. Таким образом ...
Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском
церебральном параличе (ДЦП)
Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполнять движения под счет от 1 до 5, на основе однотипных инструкций, например вверх — вниз и т. п.
Ритм ...
Эго-направленность
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.[6] Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к ...