Материалы » Метод Шульца » Метод шульца. Теоретические основы аутогенной тренировки

Метод шульца. Теоретические основы аутогенной тренировки
Страница 3

При помощи аутогенной тренировки можно научиться просыпаться в строго заданное время. Иногда удается путем самовнушения выработать «сторожевой пункт» во время естественного сна, обеспечивающий возможность восприятия речи.

Во время аутогенной тренировки могут возникать деперсонализационные переживания. Так, например, одновременно с чувством тяжести может возникнуть ощущение увеличения размеров руки, при самовнушении теплоты – ощущение чуждости или отсутствия конечности, иногда ее увеличения, в состоянии каталепсии – чувство невесомости тела.

В генезе деперсонализационных переживаний, по всей вероятности, имеет значение изменение интероцептивных ощущений, связанных с мышечным расслаблением, изменением сосудистого тонуса и анальгезией, возникающих на фоне гипнотического фазового состояния.

Опыт аутогенной тренировки показал, что, для того, чтобы повлиять на

вегетативную функцию, не поддающуюся произвольной регуляции, очень важно длительно и многократно вызывать представления, направленные на эту функцию. Тогда как бы проторяется путь от этого представления к вегетативным центрам, регулирующим эту функцию.

Методика АТ состоит из двух ступеней высшей и низшей. Широкую популярность получила только низшая ступень АТ. Эта ступень завоевала признание в разных странах сначала в области медицины, а затем в спорте, авиации и космонавтике, на производстве.

Аутогенная тренировка (по Шульцу), требует значительного времени. Чтобы его сократить, сочетаются сеансы внушения и самовнушения. Врач внушает наступление ощущений, которые предлагает вызвать путем самовнушения, говоря при этом: «Вы сейчас спокойны, совершенно спокойны и почувствуете тяжесть и тепло в руках. Руки станут тяжелые и теплые». Затем предлагается вызвать, соответствующие представления.

В настоящее время аутогенная тренировка применяется как с лечебной, так и с профилактической, психологической целью.

1. Кратковременный отдых. Субъект погружается в состояние релаксации (5-15 мин) с самовнушением последующей бодрости.

2. Активизация организма. Имеется в виду вызывание чувства бодрости, устранение сонливости.

3. Уменьшение чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности. Релаксация особенно показана тревожно-мнительным субъектам. С ее помощью можно устранить эмоциональную напряженность, тревогу, волнение, например у музыкантов, лекторов, спортсменов, экзаменующихся и др. Для этого необходимо овладеть первым и вторым упражнениями.

4. Регулирование функции сна. АТ позволяет научится быстро засыпать и легко пробуждаться в заданный час.

Страницы: 1 2 3 


Роль деятельности в жизни человека
Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. ...

Детские разговоры
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут разговоры со взрослыми, с другими детьми и даже сами с собой. Их разговоры обычно следуют определенным схемам. Текущий контроль обмена сообщениями. Прежде всего необходимо привлечь внимание другого человека. Малыш, только начавший осваивать искусство беседы, может дергать человека за ...

Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел
Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. Целью психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях ...

Категории