Материалы » Устойчивость к стрессовым воздействиям и ее повышение психологическими методами » Разработка адаптированной версии психодиагностической системы для оценки индивидуального уровня стрессрезистентности

Разработка адаптированной версии психодиагностической системы для оценки индивидуального уровня стрессрезистентности

Теоретический анализ литературы по данной тематике свидетельствует о том, что предметом достаточно многочисленных исследований служили лишь отдельные детерминанты, проявления и последствия индивидуальной устойчивости к стрессу. Комплексных исследований стресс-резистентности как целостного свойства, основанного на взаимодействии многих уровней регуляции и обуславливающего сопротивляемость неблагоприятным условиям, практически не существует. В связи с этим важным представляется подготовка адекватного диагностического инструментария, позволяющего проводить качественную и своевременную диагностику данного психологического феномена.

Единая диагностико-превентивная система, разработанная А.Б.Леоновой и сотрудниками лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ, носит комплексный характер и направлена на оценку индивидуальной предрасположенности к стрессу с точки зрения соотношения диспозиционных личностных качеств и актуального психоэмоционального состояния человека. Концептуальной базой для оценки психоэмоционального статуса стала парадигма «состояние-устойчивая черта». Однако, комплексная система индивидуальной оценки стресс-резистентности носит довольно громоздкий и невысокоспециализированный характер. Вследствие этого, крайне целесообразным является разработка диагностически чувствительных, компактных и информативных средств, направленных на оценку индивидуальной устойчивости к стрессу.

В соответствии с поставленными целями и задачами была проведена систематическая работа по валидизации комплекса разрабатываемых методик, составляющих основу диагностико–превентивной системы «Индивидуальная оценка стресс-резистентности», подготовленной в рамках выполнения научно-исследовательских работ по грантам Министерства здравоохранения РФ и научного фонда РГНФ (Величковский и Марьин, 2007; Леонова и др., 2009). Внимание акцентировалось на основном блоке диагностических методик комплексной системы, соответствующих базовым компонентам индивидуальной устойчивости к стрессу, описываемой с помощью модели «состояние-устойчивая черта».

Подготовка модифицированных вариантов основных психодиагностических методик для оценки индивидуальной устойчивости к стрессу, а также их последующая валидизация и стандартизация осуществлялась с помощью метода «контрастных групп. Для проведения данной работы использовались массивы данных, собранных на группах респондентов с априорно разной стресс-резистентностью. В состав выборки вошли: студенты вузов г.Москвы; различные контингенты сотрудников МВД РФ, которые по данным экспертной оценки обладали разной надежностью деятельности, и пациенты ряда психосоматических клиник г.Москвы, госпитализированных с диагнозом вегето-сосудистая дистония.

В настоящей работе была предпринята попытка разработки компактных и информативных психодиагностических средств для оценки индивидуального уровня стресс-резистентности. Проведенное исследование состояло в реализации ряда последовательных этапов, начиная с отбора чувствительных и информативных признаков и заканчивая процедурой психометрической апробации методик и оценки ее валидности.

На основании полученных в ходе исследования результатов, представляется возможным сделать следующие выводы:

Сокращенные стандартизованные формы методик – унифицированные методики для оценки проявлений тревожности, гнева, депрессии и дискомфорта состояния обладают достаточно высокой диагностической чувствительностью по отношению к группам лиц, обладающих априорно разным уровнем устойчивости к стрессу.


Когнитивная терапия А. Бека. Когнитивная терапия депрессии
Аарон Бек родился в 1921 году в семье евреев-эмигрантов из России. Тремя годами раньше, во время эпидемии гриппа, его родители потеряли свою единственную дочь, из-за чего он с детства с болью наблюдал за депрессивным состоянием своей матери. После получения медицинского образования, он начал профессиональную карьеру на кафедре психиатри ...

Концепция исследования
После анализа и оценки исходных педагогических фактов целесообразно четко выделить и зафиксировать основные положения (постулаты, аксиомы) теоретической концепции (исходной концептуальной платформы) данного исследования. В качестве таковых берутся уже хорошо проверенные положения, которые в данном исследовании не проверяются (хотя, раз ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
Для удобства демонстрации полученных результатов (см.приложения 1 и 2) приведем их виде нижеследующей таблицы. Сравнительная частота проявления общественных и личных мотивов у дошкольников Итак, как следует из таблицы у детей первой и второй возрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов на втором этапе (ког ...

Категории