Материалы » Устойчивость к стрессовым воздействиям и ее повышение психологическими методами » Разработка адаптированной версии психодиагностической системы для оценки индивидуального уровня стрессрезистентности

Разработка адаптированной версии психодиагностической системы для оценки индивидуального уровня стрессрезистентности

Теоретический анализ литературы по данной тематике свидетельствует о том, что предметом достаточно многочисленных исследований служили лишь отдельные детерминанты, проявления и последствия индивидуальной устойчивости к стрессу. Комплексных исследований стресс-резистентности как целостного свойства, основанного на взаимодействии многих уровней регуляции и обуславливающего сопротивляемость неблагоприятным условиям, практически не существует. В связи с этим важным представляется подготовка адекватного диагностического инструментария, позволяющего проводить качественную и своевременную диагностику данного психологического феномена.

Единая диагностико-превентивная система, разработанная А.Б.Леоновой и сотрудниками лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ, носит комплексный характер и направлена на оценку индивидуальной предрасположенности к стрессу с точки зрения соотношения диспозиционных личностных качеств и актуального психоэмоционального состояния человека. Концептуальной базой для оценки психоэмоционального статуса стала парадигма «состояние-устойчивая черта». Однако, комплексная система индивидуальной оценки стресс-резистентности носит довольно громоздкий и невысокоспециализированный характер. Вследствие этого, крайне целесообразным является разработка диагностически чувствительных, компактных и информативных средств, направленных на оценку индивидуальной устойчивости к стрессу.

В соответствии с поставленными целями и задачами была проведена систематическая работа по валидизации комплекса разрабатываемых методик, составляющих основу диагностико–превентивной системы «Индивидуальная оценка стресс-резистентности», подготовленной в рамках выполнения научно-исследовательских работ по грантам Министерства здравоохранения РФ и научного фонда РГНФ (Величковский и Марьин, 2007; Леонова и др., 2009). Внимание акцентировалось на основном блоке диагностических методик комплексной системы, соответствующих базовым компонентам индивидуальной устойчивости к стрессу, описываемой с помощью модели «состояние-устойчивая черта».

Подготовка модифицированных вариантов основных психодиагностических методик для оценки индивидуальной устойчивости к стрессу, а также их последующая валидизация и стандартизация осуществлялась с помощью метода «контрастных групп. Для проведения данной работы использовались массивы данных, собранных на группах респондентов с априорно разной стресс-резистентностью. В состав выборки вошли: студенты вузов г.Москвы; различные контингенты сотрудников МВД РФ, которые по данным экспертной оценки обладали разной надежностью деятельности, и пациенты ряда психосоматических клиник г.Москвы, госпитализированных с диагнозом вегето-сосудистая дистония.

В настоящей работе была предпринята попытка разработки компактных и информативных психодиагностических средств для оценки индивидуального уровня стресс-резистентности. Проведенное исследование состояло в реализации ряда последовательных этапов, начиная с отбора чувствительных и информативных признаков и заканчивая процедурой психометрической апробации методик и оценки ее валидности.

На основании полученных в ходе исследования результатов, представляется возможным сделать следующие выводы:

Сокращенные стандартизованные формы методик – унифицированные методики для оценки проявлений тревожности, гнева, депрессии и дискомфорта состояния обладают достаточно высокой диагностической чувствительностью по отношению к группам лиц, обладающих априорно разным уровнем устойчивости к стрессу.


Классификация лидеров по стилям руководства
В литературе выделяются следующие, наиболее часто встречающиеся типы лидеров-неформалов: 1. Лидер-вдохновитель - такой тип лидеров, как правило, предлагает неформальной группе свою программу действий, определяет нормы поведения 2. внутри группы, цели и задачи деятельности. Деятельность таких лидеров заключается в основном на решении ...

Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии
Связь педагогической психологии со смежными науками, в том числе возрастной психологией, является двухсторонней. Она руководствуется методологией исследования, представляющей собой "проекцию" общепсихологической науки; использует данные, поставляемые возрастной психологией и другими науками. Одновременно педагогическая психоло ...

Особенности самооценки подростков с разным уровнем развития
Подростковый возраст можно считать моментом развития самооценки, который сопровождается у подростка целой гаммой переживаний. Самооценка оказывает влияние на поведение подростка и формирует его личность. Являясь важнейшим компонентом самосознания, самооценка выступает необходимым условием гармоничных отношений подростка, как самим собой ...

Категории