Материалы » Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция

Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция
Страница 1

В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Синдром дефицита внимания

– это неврологическое, поведенческо – возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями.

Расстройство определяется как возрастное, поскольку обнаруживается в раннем детском возрасте (до семи лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста до зрелости.

Главные проявления синдрома дефицита внимания - нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания служат благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удержания (несобранность), уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного дела на другое, забывчивость.

Синдром дефицита внимания впервые был описан в 1902 году, а первый отчет о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами появился в 1937 году. Первоначально, из-за ярко выраженных неврологических признаков, нарушение получило название минимальное мозговое повреждение. В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель минимального мозгового повреждения уступила место более динамичной и более гибкой модели минимальной мозговой дисфункции.

С 1980 года название синдрома базируется на международной психиатрической классификации. Выделяют три типа синдрома дефицита внимания: 1) смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания); 2) невнимательный тип (превалируют нарушения внимания, этот тип наиболее сложный для диагностики); 3)гиперактивный тип (доминирует гиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).

Для гиперактивных детей также характерна болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, смышлены и проявляют активный интерес к окружающему.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предложили свою схему выявления гиперактивности у ребенка.

Выявление двигательной активности:

1. ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;

2. он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;

3. все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;

4. спит намного меньше, чем другие дети;

5. очень говорлив.

Выявление дефицита внимания:

1. ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);

2. с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

3. испытывает трудности в организации;

4. трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;

5. легко отвлекается на посторонние стимулы;

6. часто теряет вещи и забывает их;

7. избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявление импульсивности:

1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;

2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса;

3. плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;

4. не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;

5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;

6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя, то спокоен, то импульсивен;

7. успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Если у ребенка постоянно наблюдается более шести признаков из предложенной схемы, то можно говорить о предположительном диагнозе. До этого времени непоседливость, быстрота реагирования, невозможность долго заниматься одним делом могут быть особенностями возраста ребенка или его характера.

Страницы: 1 2 3 4 5


Установка в концепции Д.Н.Узнадзе
Анализируя теорию установки, предложенную Д.Н.Узнадзе, А.Г.Асмолов выделяет в первичной установке два плана анализа - онтологический и методологический. Методологическая сторона анализа включает рассмотрение тех свойств, которыми наделяется установка, чтобы выступить в качестве опосредующего звена, необходимого для разрешения задачи пр ...

Психологическая коррекция
Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Одна из них заключается в признании полной идентичн ...

Факторная теория Кэттела.
Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные черты боле ...

Категории