Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекцияСтраница 1
В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.
Синдром дефицита внимания
– это неврологическое, поведенческо – возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями.
Расстройство определяется как возрастное, поскольку обнаруживается в раннем детском возрасте (до семи лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста до зрелости.
Главные проявления синдрома дефицита внимания - нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания служат благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удержания (несобранность), уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного дела на другое, забывчивость.
Синдром дефицита внимания впервые был описан в 1902 году, а первый отчет о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами появился в 1937 году. Первоначально, из-за ярко выраженных неврологических признаков, нарушение получило название минимальное мозговое повреждение. В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель минимального мозгового повреждения уступила место более динамичной и более гибкой модели минимальной мозговой дисфункции.
С 1980 года название синдрома базируется на международной психиатрической классификации. Выделяют три типа синдрома дефицита внимания: 1) смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания); 2) невнимательный тип (превалируют нарушения внимания, этот тип наиболее сложный для диагностики); 3)гиперактивный тип (доминирует гиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).
Для гиперактивных детей также характерна болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, смышлены и проявляют активный интерес к окружающему.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предложили свою схему выявления гиперактивности у ребенка.
Выявление двигательной активности:
1. ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;
2. он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;
3. все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;
4. спит намного меньше, чем другие дети;
5. очень говорлив.
Выявление дефицита внимания:
1. ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);
2. с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
3. испытывает трудности в организации;
4. трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;
5. легко отвлекается на посторонние стимулы;
6. часто теряет вещи и забывает их;
7. избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.
Выявление импульсивности:
1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;
2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса;
3. плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;
4. не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;
5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;
6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя, то спокоен, то импульсивен;
7. успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.
Если у ребенка постоянно наблюдается более шести признаков из предложенной схемы, то можно говорить о предположительном диагнозе. До этого времени непоседливость, быстрота реагирования, невозможность долго заниматься одним делом могут быть особенностями возраста ребенка или его характера.
Инструменты манипулирования и контроля
В процессе становления общественных отношений, на сегодняшнем этапе их развития мы можем наблюдать любопытные закономерности – отношения непосредственной зависимости людей сегодня оказываются разорванными, и манипулирование общественным сознанием в данных условиях приобретает анонимизированный характер, подчиняя людей общественным отнош ...
Особенности планирования карьеры
В целом планирование карьеры должно быть связано с мотивацией продвижения по службе и являться долгосрочной программой перемещения по горизонтали и вертикали. В результате у сотрудников имеет место большая удовлетворенность трудом, видение перспектив; возможность планировать другие аспекты собственной жизни, целенаправленно повышать ква ...
Структура личности по Э. Берну
В основе теории Берна, лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры - в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов.
Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных функци ...