Материалы » Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция

Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция
Страница 2

В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдрома дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых называются органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция), перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного), генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер), особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем центральной нервной системы), пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище), приводит к ухудшению показателей внимания, социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей, воспитателей, учителей, психологов и социальных педагогов.

В оказании социально-педагогической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями, воспитателями, учителями. Взрослые должны понять, что поступки ребенка не являются умышленными и только с их помощью и поддержкой он сможет справиться с существующими трудностями.

В работе с гиперактивными детьми можно выделить следующие направления: психолого-педагогическая диагностика гиперактивности, социально-педагогическая деятельность по компенсации гиперактивности детей в образовательном учреждении (занятия, направленные на коррекцию двигательной активности, специально подобранные игры), системная консультативная помощь родителям по работе с гиперактивными детьми (программа модификации поведения), мероприятия обучающего значения для педагогов по работе с гиперактивными детьми.

Психолого-педагогическая диагностика гиперактивности включает три этапа. Первый этап - субъективный. Исходя из общеустановленных диагностических критериев, дается оценка поведения ребенка. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, перенесенных ребенком недомоганиях, его поведении. Собирается детальный семейный анамнез.

Для выявления гиперактивных детей также можно использовать методики на определение объема внимания (Р. С. Немов), распределение, продуктивность, устойчивость и переключение внимания (кольца Ландольта), определение объема кратковременной слуховой памяти (Р.С. Немов), определение объема кратковременной зрительной памяти (Р.С. Немов), определение словесно-логического мышления (Р.С. Немов), определение образно-логического мышления (Р.С. Немов), определение наглядно-действенного мышления. Нельзя исключать и наблюдение как метод исследования, которое поможет получить значительно больше информации об исследуемых детях. Ведь в играх, во взаимоотношениях с окружающими, в ходе выполнения заданий у детей как раз и проявляются те качества, которые позволяют отнести их к группе детей с синдромом дефицита внимания.

Второй этап психолого-педагогической диагностики гиперактивности – объективный или психологический. По количеству погрешностей, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Такие исследования можно проводить у детей начиная с пяти или шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование. С помощью электродов, накладывающихся на голову, фиксируют электрические потенциалы мозга и выявляют соответствующие трансформации. Делается это для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безопасны и безболезненны. По совокупности полученных результатов ставится диагноз.

Первые симптомы синдрома дефицита внимания обнаруживаются в возрасте до семи лет. Симптомы, появляющиеся в более позднем возрасте, обычно являются результатом воздействий других факторов, например кризиса переходного возраста, расстройств социального или эмоционального характера.

Страницы: 1 2 3 4 5


О динамике акцентуаций характера
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера. Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях. На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции. Встречается несколько видов острых аффективных реакций. 1. Интрапунитивные р ...

Деятельность сущность человека- условие изменения психологии и поведения людей.
Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной культуры. Творческих характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосхо ...

Развитие детского характера
Способности дарованы ребенку при рождении, их развитие проходит по своим четким законам. Нельзя ускорить процесс развития, если способности спят и не востребованы. Нет неспособных детей (принимаются во внимание интеллектуально полноценные дети), есть нераскрытые способности и нетерпение взрослых. Одни способности развиты более, другие м ...

Категории