Материалы » Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция

Синдром дефицита внимания, связанный с гиперактивностью, его коррекция
Страница 2

В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдрома дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых называются органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция), перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного), генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер), особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем центральной нервной системы), пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище), приводит к ухудшению показателей внимания, социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей, воспитателей, учителей, психологов и социальных педагогов.

В оказании социально-педагогической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями, воспитателями, учителями. Взрослые должны понять, что поступки ребенка не являются умышленными и только с их помощью и поддержкой он сможет справиться с существующими трудностями.

В работе с гиперактивными детьми можно выделить следующие направления: психолого-педагогическая диагностика гиперактивности, социально-педагогическая деятельность по компенсации гиперактивности детей в образовательном учреждении (занятия, направленные на коррекцию двигательной активности, специально подобранные игры), системная консультативная помощь родителям по работе с гиперактивными детьми (программа модификации поведения), мероприятия обучающего значения для педагогов по работе с гиперактивными детьми.

Психолого-педагогическая диагностика гиперактивности включает три этапа. Первый этап - субъективный. Исходя из общеустановленных диагностических критериев, дается оценка поведения ребенка. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, перенесенных ребенком недомоганиях, его поведении. Собирается детальный семейный анамнез.

Для выявления гиперактивных детей также можно использовать методики на определение объема внимания (Р. С. Немов), распределение, продуктивность, устойчивость и переключение внимания (кольца Ландольта), определение объема кратковременной слуховой памяти (Р.С. Немов), определение объема кратковременной зрительной памяти (Р.С. Немов), определение словесно-логического мышления (Р.С. Немов), определение образно-логического мышления (Р.С. Немов), определение наглядно-действенного мышления. Нельзя исключать и наблюдение как метод исследования, которое поможет получить значительно больше информации об исследуемых детях. Ведь в играх, во взаимоотношениях с окружающими, в ходе выполнения заданий у детей как раз и проявляются те качества, которые позволяют отнести их к группе детей с синдромом дефицита внимания.

Второй этап психолого-педагогической диагностики гиперактивности – объективный или психологический. По количеству погрешностей, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Такие исследования можно проводить у детей начиная с пяти или шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование. С помощью электродов, накладывающихся на голову, фиксируют электрические потенциалы мозга и выявляют соответствующие трансформации. Делается это для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безопасны и безболезненны. По совокупности полученных результатов ставится диагноз.

Первые симптомы синдрома дефицита внимания обнаруживаются в возрасте до семи лет. Симптомы, появляющиеся в более позднем возрасте, обычно являются результатом воздействий других факторов, например кризиса переходного возраста, расстройств социального или эмоционального характера.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подростковые группировки
Криминологический аспект преступности подростков специфичен по той причин, что объектом внимания является человек, находящийся в стадии формирования личности. Важно, чтобы его сознанием в итоге обеспечивалась социально полезная роль индивидуума, а не стимулировалось криминальное поведение. Отмечают ряд особенностей личности подростков, ...

Причины конфликта
Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управлен ...

Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:
1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Вместе с тем каждое консультативное взаимодействие у ...

Категории