Материалы » Психологический анализ символа в поведенческой структуре личности » Реконструирование методами психосемантики представлений об Архетипе

Реконструирование методами психосемантики представлений об Архетипе
Страница 1

Современная психотехническая литература пестрит богатством тематики и включает в себя не только психологию, а и эзотерику, магию и даже «стервологию», что не может не отображаться на модели мира современной молодежи.

На архетипическом уровне образ ведьмы связан в коллективном бессознательном с архетипом Великой Матери, имеющим 4 основных проявления: хорошая мать – ужасная мать (старая ведьма), положительная анима (добрая фея) – отрицательная анима (роковая женщина, молодая ведьма). Архетипы доступны анализу методами психосемантики, которые позволяют изучать генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, которая определяет восприятие субъектом мира, других, самого себя.

В современной психосемантике основным методом является реконструкция субъективных семантических пространств многомерных моделей семантической организации с использованием многомерного шкалирования (МШ) и семантического дифференциала (СД). Психосемантические модели позволяют описывать внутреннюю картину мира как отдельно взятого субъекта, так и «обобщенного» субъекта (общественного сознания). При этом Е.Ю.Артемьевой было показано, что исследование составляющих представления мира требует перехода к моделям особого типа – «содержательным».

Для проверки гипотезы проводилось многомерное шкалирование и конфирматорный факторный анализ результатов, полученных методом семантического дифференциала.

Многомерное шкалирование позволяет на основании информации про близость (расхождение) объектов изучать структуры субъективного опыта. СД позволяет реконструировать семантическую структуру сознания (значения не как знание про объект, а значения, связанные с личностным смыслом, социальными установками, т.е. эмоционально-насыщенными, малоструктурированными и малоосознанными формами обобщений). Использование конфирматорного факторного анализа позволяет проверять гипотезы о распределении этих переменных по факторам (шкалам).

В исследовании приняло участие 24 человека, студентки 2-го курса Черновицкого национального университета, которые оценивали 26 понятий, описывающих: 1) Архетип Великой Матери – Белая ведьма, Серая ведьма, Черная ведьма, Молодая ведьма, Старая ведьма, Дева, Добрая фея, Мать, Хорошая мать, Ужасная мать, Роковая женщина; 2) Отношение к миру – Паразит, Потребитель, Романтик, Творец; 3) Ролевые стереотипы женщины – Деловая женщина, Раб, Стерва, Счастливая женщина, Успешная студентка; 4) Образы «Я» во времени – Я 3 года назад, Я сейчас, Я в сентябре, Я идеальное, Я через 3 года, Я через 30 лет.

Понятия оценивались в два этапа: 1) методом многомерного шкалирования (степень схожести представленных понятий между собою) и 2) методом семантического дифференциала (по 23-м биполярным шкалам).

Размерность пространства, полученного в результате многомерного шкалирования – 6, при “величине стресса” (<0,2) и RSQ (0,71), что говорит о достаточно точном соответствии конечной конфигурации модели исходным (субъективным) данным (Наследов, 2004). Наличие такого количества шкал делает невозможным их сопоставление с двухфакторной моделью Neumann E., что затрудняет проверку нашей гипотезы.

В результате факторизации усредненных результатов индивидуальных матриц семантического дифференциала было выделено три наиболее значимых фактора. Первый фактор, который был назван – «активность», объясняет 46,5% общей дисперсии и включает в себя четырнадцать шкал с положительной нагрузкой и три шкалы с отрицательной. Второй фактор (17,6% общей дисперсии) образовали три шкалы с положительной нагрузкой и две шкалы с отрицательной. Он получил название – «сила». Третий фактор (9,3% общей дисперсии) образован одной шкалой «единственность».

Страницы: 1 2


Исследование карьерных достижений
Столь широкое изучение проблем карьеры привело к тому, что негативный оттенок понятия "карьера" стал исчезать. Понятие «карьера» многозначно в психологической литературе. Наше видение построения успешной карьеры определяется как взаимовлияние профессиональной и временной компетентности, и наличием (или отсутствием) определенны ...

Конфликт=конфликтная ситуация +инцидент
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта: - наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; - неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; - желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения сво ...

Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Его признаки и формы проявления
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости. С медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было впервые описано в 1902г., к ...

Категории