Школьники о взаимоотношениях с учителями
Страница 2

Интересные результаты были получены при проведении корреляция данного вопроса по половому признаку. Как выяснилось в ходе исследования, для девочек наиболее значимыми оказались профессиональные качества учителя, как-то: умение понятно объяснять учебный материал (17%), хорошее знание своего предмета (13%), умение интересно рассказать урок (10%). По мнению мальчиков, такое качество учителя, как умение понятно объяснить имеет, несомненно, важное значение, не случайно оно оказалось на 1-м месте. Однако столь же важным для учителя качеством, если судить по ответам мальчиков, является и чувство юмора (17%). На 2-е место по важности мальчики поставили справедливость (13%), на 3-е – доброту (12%).

Что же касается распределения ответов на данный вопрос по классам, то ответы 5-ти, 6-ти и 8-тиклассников принципиально не отличаются от средних оценок. Исключение составляют ответы семиклассников, которые основными качествами учителя назвали чувство юмора (18%) и справедливость (16%).

Если с оценкой наиболее важных качеств учителя у опрошенных школьников не возникло особых трудностей, то определить, в какой степени перечисленными качествами обладают их собственные учителя, для респондентов оказалось достаточно сложной задачей, скорее всего, в силу возраста. Об этом свидетельствует высокий процент затруднившихся. Тем не менее, в ходе анализа ответов на данный вопрос был выявлен ряд тенденций. Прежде всего, необходимо отметить, что респонденты дали заметно более высокую оценку профессиональным качествам своих учителей, чем личным. Так, 76% школьников высказались, что большинство их учителей хорошо знает свой предмет, 63% ответили, что большинство их учителей понятно объясняет учебный материал. Однако лишь 37% респондентов отметили, что большинство учителей проявляет уважение к каждому ученику (32% не согласились с этим утверждением), только чуть больше половины респондентов (51%) считает своих учителей справедливыми (в то время как 21% высказали противоположное мнение).

В связи с этим можно предположить, что возникающие у школьников конфликты и разногласия с учителями чаще всего связаны с личными качествами последних: отсутствием уважения к ученикам, несправедливостью в оценках знаний и др. Однако эта гипотеза требует дополнительной проверки.

В оценках, которые дали респонденты своим учителям, прослеживается и еще одна тенденция. В наименее конфликтных с точки зрения взаимоотношений с учителями 6-х классах наблюдается и самый высокий процент респондентов, считающих, что их учителя в основном обладают перечисленными качествами.

Одновременно в наиболее конфликтных 7-х классах как профессиональным, так и личным качествам учителей были даны самые низкие оценки.

Страницы: 1 2 


Методы социальной психологии
В современной науке термином "методология" (от греч - Путь исследования или познания) обозначают три разных уровня научного знания. 1. Общая методология - это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, ...

Способности личности. Структура и уровни развития способностей. Индивидуальные различия в развитии способностей
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже ...

Выводы
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии доп ...

Категории