Материалы » Агрессия и ее производные » Агрессия и ее производные

Агрессия и ее производные
Страница 1

Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическое – вербальное, активное – пассивное, направленное – ненаправленное.

Так, Басс ввел последовательное деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использованную в каждом случае систему органов: с одной стороны, речевые средства, а с другой – остальная произвольная мускулатура, основное звено которой приходится у человека на группу мышц кисти и руки.

Мы рассмотрим две основные формы агрессии, которой зачастую пользуются подростки: физическую и вербальную агрессию.

1. Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждение другого человека. Физическая агрессия чаще всего связывается с применением силы, то есть когда используется мускулатура, мышцы кисти, руки, ноги. Первоначально физическая агрессия не так резко концентрировалась на кисти руки; топтание и кусание были основными возможностями проявления агрессивных тенденций. Только с изобретением оружия, начиная с простой дубинки и кончая современными видами атомного, химического и биологического оружия, рука стала играть особо важную роль [3, C.32].

Проявлениями физической агрессии можно считать:

· избиение с применением различных предметов (палки, дубинки, кастеты, линейки, веревки и т.д.);

· нанесение ранений с помощью огнестрельного и холодного оружия;

· закладывание мин, ловушек;

· враждебность (как пассивная форма);

· неподчинение, неуступчивость;

· жестокость по отношению к другим людям и животным;

· неадекватные ответные реакции с применением физической силы (угрозы кулаками или другими предметами);

· нападение.

Первоначально физическая агрессия человека, не так резко концентрировалась на кисти руки; топтание и кусание были основными возможностями проявления агрессивных тенденций, как это отчетливо видно на примере развития в онтогенезе. Только с изобретением оружия, начиная с простой дубинки и кончая современными видами оружия, рука стала играть особо важную роль [5, C.18].

Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Цель агрессии может быть и косвенной, когда, например, воздвигается барьер, применяемый для притеснения другого. Кроме того, следует учитывать (бессловесные) угрозы (например, кулаком) как символические физические агрессии [6, C.101].

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Важно заметить, что в то время, как, по меньшей мере, прямые физические агрессии почти всегда приводят к объективным повреждениям или причинению боли, вербальные агрессии, которые в повседневной жизни зачастую выступают как болезненные или оскорбительные, реже влекут за собой однозначные повреждения, которые заметны для постороннего наблюдателя.

2. Вербальная агрессия, которая в повседневной жизни также имеет собой целью нанесение или причинение боли (чаще психологического характера), которые незаметны для постороннего наблюдателя.

· многочисленные отпоры;

· отрицательные отзывы и критические замечания;

· выражение отрицательных эмоций (брань, затаенная обида, недоверие, ярость, ненависть;

· высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Я больше всего хотел бы тебя убить" или в форме проклятия);

· оскорбления, насмешки, грубость, унижения;

· угрозы, принуждение и вымогательство;

· упреки, обвинения, крик.

В подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности:

1. Высокая аффективная заряженность поведенческих реакций.

Страницы: 1 2


Организация кабинета психологической релаксации
В пенитенциарных учреждениях организуются кабинеты по психоэмоциональной релаксации сотрудников. Это обуславливается спецификой деятельности, которая сопряжена с условиями повышенных эмоциональных нагрузок. Воздействие стрессовых ситуаций способствует развитию различных форм психосоматической патологии и состояний психической дезадаптац ...

Герои Достоевского в зеркале гуманистической психологии
Человек может испытывать разного рода чувства - моральные, эстетические, интеллектуальные, а также положительные и отрицательные. Они могут стать сигналом, побудителем какого-либо действия. На протяжении многих веков вся художественная литература основывается на человеческих чувствах и на их отношении к испытываемым чувствам. Это вечное ...

Лицевые экспрессии
Лицевые экспрессии также могут играть немаловажную роль в межличностном общении. Вера в то, что выражение какого-либо человека может отражать его истинные чувства, является общепринятой. Более двух тысяч лет назад древнеримский оратор Цицерон называл лицо "отражением души". Однако нельзя не отметить, что люди способны контроли ...

Категории