Агрессия и ее производныеСтраница 2
2. Импульсивный характер реагирования на фрустрирующию ситуацию
(трудности, конфликты).
3. Кратковременность реакций с критическим выходом.
4. Низкий уровень стимуляции.
5. Недиффиринцированная направленность реагирования.
6. Высокий уровень готовности к агрессии
Есть и другие формальные деления, например, на агрессию групповую и индивидуальную. Так, тот, что агрессия совершается одним единственным человеком или целой группой, при противозаконном поведении влияет на меру наказания [4, C.32].
Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности [4, C.91].
Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком – то и даже на чем – то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения какой – нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
2)как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).
С агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство.
Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же способы, что и для ее предупреждения.
Английский философ Локк заметил, что у человека невоспитанного отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие шутовством, простота неотесанностью, добродушие жестокостью. Это очень меткое и точное замечание. Мало обладать достоинствами - нужно еще уметь их проявить иначе достоинства могут превратиться в недостатки”[8, C.114].
Оценка функции конфликта
С точки зрения функций, конфликт — достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этом последствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников к ...
Невербальное общение в процессе беседы
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно.
Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые позволяют убедиться в достоверности того, что сказано словами.
Пон ...
Архетипы
Архетип (греч. αρχετυπον от «αρχη» – «начало» и «τυποζ» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических обр ...
