Материалы » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте » Семья и функция формирования личности ребёнка в дошкольном возрасте. Психологическая характеристика дошкольного возраста

Семья и функция формирования личности ребёнка в дошкольном возрасте. Психологическая характеристика дошкольного возраста
Страница 2

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов.

Характеристикой психических функций ребёнка являются речь, восприятие, мышление, память.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. а 390 самолет

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Вообще в дошкольном возрасте ребёнок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними.

Мышление. Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллект, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет - значит, легкий, большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).

Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методы исследования в современной психологии
Методы психологического исследования обнаруживают зави­симость от основных теоретических принципов, реализуемых пси­хологией, и конкретных задач, которые она решает. Теоретической основой советской психологии является диа­лектический и исторический материализм, и поэтому принципиальный подход к психологическому исследованию определяетс ...

Развитие воображения у дошкольников
Представления воображения формируются у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятий и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение. У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявление воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт ...

Способы управления конфликтами
Можно выделить некоторые предложения по использованию переговоров для разрешения конфликта 1. Определить проблему в категориях целей, а не решений. 2. После того, как проблема определена, найти решения, приемлемые для всех сторон. 3. Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах сторон. 4. Создать атмосферу доверия, у ...

Категории