Материалы » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Организация исследования

Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Организация исследования
Страница 2

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

2) Для изучения отношений с точки зрения ребёнка использовалась методика, предназначенная для определения восприятия семейных отношений и межличностных отношений - методика «Рисунок семьи».

О развёрнутой системе анализа и интерпретации рисунка семьи, можно говорить с работы Вульфа, который предавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение и разработал методика для разработки внутрисемейных отношений. По рисунку Вульф анализирует:

А) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

Б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

Последовательность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье – ребёнок рисует от более значимого к менее.

Вульф проводит аналогию между пространственным расположением членов семьи в рисунке и их расположение в игровой ситуации.

Пропуск членов семьи – редкий случай. Часто это выражает стремление эмоционально уменьшить неприемлимого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур, автор особо выделяет их размеры. Если реальное соотношение вещей не соответствует соотношению размеров на рисунке, то это указывает, что размеры детерминированы психическими факторами, а не реальностью. Рисование других членов семьи большими, Вульф связывает с восприятием ребёнком их доминантности, рисованием большим себя с чувством значимости в семье.

При анализе особенностей презентаций членов семьи следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела, которые связаны с определёнными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Особенности их презентации могут указывать на определённое, с ними связанное чувственное содержание.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.

Страницы: 1 2 3 4


Картина мира, ее составляющие и «детское общественное мнение»
Образ (картина) мира являет собой систему значений как обобщенную форму общественно-исторического опыта и форм человеческих отношений. Центральным в образе мира ребенка является визуальная картина мира, представляющая собой систему графических и цветовых значений, семантика которых культурно обусловлена и в той или иной степени архетипи ...

Роль и значение сноведений в психической жизни индивида. Физиологические значение сновидений
Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны. Сновидение с момента возникновения человеческой культуры и до сегодняшнего дня представляется как граница между реальным и потусторонним миром. И не ...

Семантический эксперимент психологии субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой и возможности психодиагностики умственно отсталых детей
Перспективным представляется использование семантического эксперимента, разработанного в рамках психологии субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой. Он позволяет исследовать особенности "очеловечивания, обживания" (В.П. Зинченко), наполнения внутренним смысловым содержанием объектов, явлений и ситуаций окружающего мира умственно ...

Категории