Материалы » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Организация исследования

Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Организация исследования
Страница 2

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

2) Для изучения отношений с точки зрения ребёнка использовалась методика, предназначенная для определения восприятия семейных отношений и межличностных отношений - методика «Рисунок семьи».

О развёрнутой системе анализа и интерпретации рисунка семьи, можно говорить с работы Вульфа, который предавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение и разработал методика для разработки внутрисемейных отношений. По рисунку Вульф анализирует:

А) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

Б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

Последовательность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье – ребёнок рисует от более значимого к менее.

Вульф проводит аналогию между пространственным расположением членов семьи в рисунке и их расположение в игровой ситуации.

Пропуск членов семьи – редкий случай. Часто это выражает стремление эмоционально уменьшить неприемлимого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур, автор особо выделяет их размеры. Если реальное соотношение вещей не соответствует соотношению размеров на рисунке, то это указывает, что размеры детерминированы психическими факторами, а не реальностью. Рисование других членов семьи большими, Вульф связывает с восприятием ребёнком их доминантности, рисованием большим себя с чувством значимости в семье.

При анализе особенностей презентаций членов семьи следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела, которые связаны с определёнными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Особенности их презентации могут указывать на определённое, с ними связанное чувственное содержание.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.

Страницы: 1 2 3 4


Отличительные черты личности
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение д ...

Способ четвёртый: Самовнушение.
Самовнушение – это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение – это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Чтобы развивать рефлексию необходимо учитывать все особенности упражнений и тренингов, направленных на ее развитие. ...

Сферы самореализации психолога
Сегодня психологи работают не только в системе образования, но и в системе здравоохранения, социальной защиты, бизнесе, экономике, маркетинге, рекламе и т.д. Психологическая культура становится важнейшей составляющей общей культуры современного человека, она необходима ему в повседневной жизни, в воспитании детей, семейных и деловых вза ...

Категории