Материалы » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Организация исследования

Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Организация исследования
Страница 2

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

2) Для изучения отношений с точки зрения ребёнка использовалась методика, предназначенная для определения восприятия семейных отношений и межличностных отношений - методика «Рисунок семьи».

О развёрнутой системе анализа и интерпретации рисунка семьи, можно говорить с работы Вульфа, который предавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение и разработал методика для разработки внутрисемейных отношений. По рисунку Вульф анализирует:

А) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

Б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

Последовательность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье – ребёнок рисует от более значимого к менее.

Вульф проводит аналогию между пространственным расположением членов семьи в рисунке и их расположение в игровой ситуации.

Пропуск членов семьи – редкий случай. Часто это выражает стремление эмоционально уменьшить неприемлимого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур, автор особо выделяет их размеры. Если реальное соотношение вещей не соответствует соотношению размеров на рисунке, то это указывает, что размеры детерминированы психическими факторами, а не реальностью. Рисование других членов семьи большими, Вульф связывает с восприятием ребёнком их доминантности, рисованием большим себя с чувством значимости в семье.

При анализе особенностей презентаций членов семьи следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела, которые связаны с определёнными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Особенности их презентации могут указывать на определённое, с ними связанное чувственное содержание.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.

Страницы: 1 2 3 4


Нравственные и культурные ценности
Общество, сделавшее материальное благополучие Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей. Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, подросток может определить границы своей высшей ...

Классификация женщин-руководителей
"Мужчина в юбке". У женщин этого типа эмоциональная сфера развита слабо, и они пытаются компенсировать "недостачу" жесткостью, подчеркнутой авторитарностью в отношениях с подчиненными. Комплекс эмоциональной неполноценности заставляет их брать за образец не слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагма ...

Метод исследования личности (методика ТАТ)
Проективная методика исследования личности. Создана Х.Морган и Г.Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г.Мюррея, который внес весомый вклад в ее разра­ботку. Стимульный материал ТАТ - стандартный набор из 31 таб­лицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на ко­торой обследуемый может вообра ...

Категории