Материалы » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте » Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Организация исследования

Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте. Организация исследования
Страница 3

И, наоборот, иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног), может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и «я – образе» рисующего ребёнка можно судить на основе сравнения величины фигур, о том, как ребёнок рисует отдельные части тела и фигуру в целом.

Голова – центр локализации «я» интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо самая важная часть тела в процессе общения. Дети 3 лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения, отгороженность. Если при рисовании других членов семьи пропускают голову, черты лица или штрихуют всё лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.

Выражение лиц нарисованных людей может быть индикатором чувств ребёнка к ним. Однако, дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный «штамп» в их рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.

В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается всё новыми деталями. Дети в большинстве в 7 лет презентируют уже богатую схему тела.

Каждому возрасту характерны определённые детали, а их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

У детей старше 5,5 – 6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины треугольной или половые различия выражаются другими средствами. Если ребёнок рисует себя также как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

3) Для изучения социальной адаптации ребёнка использовалась методика Рене Жиля.

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Её направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретические основы проблемы развития самосознания подростков. Понятие и сущность самосознания личности
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. На данной стадии развития психологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между лю ...

Проблемы и основные задачи педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них. 1. Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и псих ...

Общая характеристика Нового времени
Наиболее важным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация. Мартин Лютер – идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимо отвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма. В это время идет бурное развитие капитализма, ма ...

Категории