Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном
возрасте. Организация исследованияСтраница 3
И, наоборот, иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног), может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.
О восприятии других членов семьи и «я – образе» рисующего ребёнка можно судить на основе сравнения величины фигур, о том, как ребёнок рисует отдельные части тела и фигуру в целом.
Голова – центр локализации «я» интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо самая важная часть тела в процессе общения. Дети 3 лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения, отгороженность. Если при рисовании других членов семьи пропускают голову, черты лица или штрихуют всё лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.
Выражение лиц нарисованных людей может быть индикатором чувств ребёнка к ним. Однако, дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный «штамп» в их рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.
В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.
Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается всё новыми деталями. Дети в большинстве в 7 лет презентируют уже богатую схему тела.
Каждому возрасту характерны определённые детали, а их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.
У детей старше 5,5 – 6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины треугольной или половые различия выражаются другими средствами. Если ребёнок рисует себя также как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.
3) Для изучения социальной адаптации ребёнка использовалась методика Рене Жиля.
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Её направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Классификация
Определяется четырьмя видами:
Активное
Пассивное
Продуктивное
Репродуктивное
возникает по собственному желанию, усилием воли.
возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания.
действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется)
воспроизвести реальнос ...
Влияние детско-родительских отношений на личностные характеристики
сиблингов
Сиблинговые исследования являются одним из самых информативных методов изучения влияния средовых компонент на вариативность личностных характеристик в генетике поведения. Показано, что особо мощное воздействие на вариативность личностных черт оказывает индивидуальная среда. При этом общая среда играет незначительную роль в детерминации ...
Знаменитые последователи З.Фрейда.
Шандор Ференци
22 мая 1933 года. Умер Шандор Ференци - венгерский психиатр и психоаналитик, один из учеников и последователей З. Фрейда.
Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия – 22.5.1933, Будапешт) — венгерский психиатр и психоаналитик, один из знаменитых учеников и последователей З. Фрейда. Родился в многодетной семье владельца боль ...