Материалы » Парапсихология - сущность и значение

Парапсихология - сущность и значение
Страница 5

Первое философское положение, лежащее в основе парапсихологии не как области фактов, а как концептуальной системы, противостоящей естество- знанию, связано с тем, что объект этой специфической концептуальной системы принципиально отличен от объектов других наук, например от объекта научной психологии.

Второй теоретической основой этой парапсихологии является положение о том, что механизмы необычных явлений, в эту область включаемых, не могут быть познаны и раскрыты с помощью тех объективных методов, которые обычно используются в традиционном естественнонаучном исследовании.

Эти два положения - принципиальное своеобразие объекта парапсихологии и его непознаваемость с помощью традиционных научных принципов - широко используются парапсихологами в том случае, когда осуществляются попытки теоретического анализа околонауки. Эти теоретические философские положения с особой отчетливостью обнаруживают себя в тех весьма частых утверждениях, когда парапсихологи говорят о невозможности познать естественнонаучные материальные основы некоторых странных явлений человеческой психики. Такие утверждения можно найти в публикациях парапсихологов.

Из этих утверждений следует, что в основе необычных явлении человеческой психики, таких, например, как телепатия, телекинез, разные формы целительства и т. д., лежит некая особая реальность, в принципе отличная от материи и тех информационных процессов, которые исследуются в системе современного естествознания. А раз так, то для изучения этой особой реальности обычные научные методы (эксперимент, наблюдение и т. д.) не подходят, да в них и нет необходимости. Именно поэтому здесь нужна особая концептуальная область (парапсихология), лежащая за пределами естествознания и являющаяся антиподом естественных наук.

Hужна ли парапсихология как особая концептуальная система? Hужно ли противопоставлять странные и необычные, но совершенно реальные факты и явления человеческой психики обычным объектам естествознания, тем процессам и явлениям, которые исследуются в системе научной психологии?

Hа эти вопросы возможен лишь один ответ - отрицательный. Какими бы ни казались странными и непонятными те или иные явления человеческой психики, все они имеют определенную материальную основу, которая не только может, но и должна быть раскрыта в ходе объективного естественнонаучного исследования. Hи сложность явления, ни глубокая зашифрованность его закономерностей и механизмов не может служить оправданием отказа от поиска этих закономерностей и механизмов, от включения той или иной области фактов в систему научного естествознания.

В современной парапсихологии существует огромное разнообразие теорий, объясняющих природу Psi-явлений. Несмотря на это, их можно упорядочить на основе определения их принадлежности к биофизической, квантовой или энерго-информационной концептуальным моделям Psi-явлений. Данная статья имеет цель проанализировать применимость теорий, созданных в рамках этих концептуальных моделей, к объяснению природы каких-либо психофизических явлений.

Энерго-информационная концептуальная модель предполагает, что некоторые перцептивные психофизические явления (ясновидение, прекогниция, психометрия, информационно-перцептивная биолокация и т.д.) могут быть объяснены существованием какого-то "единого информационного поля", представляющего собой специфичное информационное отображение прошлого и будущего нашего материального мира. Однако, до настоящего времени данная концепция существовала лишь в виде весьма туманных и ничего не объясняющих гипотез философского характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Наше исследование
Общая выборка испытуемых составила 138 юношей и девушек в возрасте от 17-21 года – студенты 2 и 3 курсов высших учебных заведений г. Москвы (МОСУ и МГИМО). Экспериментальная часть исследования представлена следующими направлениями и методиками. Идентичность испытуемых юношеского возраста исследовалась с помощью модифицированного теста М ...

Обоснование проведения исследовательской работы студента – практиканта
Студентка Овчаренко Татьяна Викторовна проводила комплексную диагностику педагогов, принятых на работу в школу – интернат на должность «Воспитатель» для изучения и оценки особенностей внимания, памяти, мышления, а также для изучения характера, направленности и мотивационной сферы личности. Для проведения исследовательской работы были п ...

История графического изображения и начало психологического анализа рисунка
В продуктах графической деятельности человека важное место занимает изобразительная графика, и не только потому, что история письма тесно связана с появлением рисунка как особого вида графической продукции человека. По-видимому, нет нужды особо доказывать, что рисунок должен приковывать внимание психологов. В этой графической форме снят ...

Категории