Материалы » Парапсихология - сущность и значение

Парапсихология - сущность и значение
Страница 6

Биофизическая концептуальная модель предполагает, что часть Psi-явлений может быть объяснена существованием каких-либо излучений (в том числе, в виде каких-либо новых элементарных частиц) или полей, возникающих в мозге или других частях тела индуктора (что и придаёт данным излучениям и полям характер биофизических). Она может рассматриваться лишь в отношении биоэнергетических явлений, а также, гипотетически, в отношении телепатии и суггестии (мысленного внушения). Феноменология Psi-явлений показывает, что механизмы реализации других видов Psi-явлений более сложны и связаны с какими-то способами воздействия сознания индуктора на случайные события, а также с существованием какого-то гипотетического "информационного двойника" материальной Вселенной[1]. Конечно, в пределах данной концептуальной модели существуют весьма фантастичные и неконкретизированные варианты теорий пространственно-временных явлений, которые считают применимыми к объяснению ясновидения, психометрии и некоторых других психофизических явлений, но их несостоятельность достаточно очевидна, чтобы исключить их из рассмотрения[2].

Для оценки применимости данной концептуальной модели в отношении психофизических явлений необходимо рассмотреть следующие принципиальные вопросы:

1. Связь с процессами функционирования мозга.

Каким образом возникновение и восприятие предполагаемого физического агента связано с функционированием мозга?

Авторы современных теорий психофизических явлений недопустимо небрежно относятся к данному аспекту. Ни одна из этих теорий в рамках данной концептуальной модели не способна удовлетворительно связать процесс генерации и восприятия гипотетического биофизического агента с процессом генерации нервных импульсов, являющихся материальной основой всех процессов функционирования мозга.[3]

2. Проникающая способность данного агента.

Если у агента высокая проникающая способность, то почему он при этом оказывает эффективное воздействие на объект?

3. Избирательность взаимодействия.

Почему данный агент обеспечивает взаимодействие именно с требуемым объектом или группой объектов (кроме редких исключений)?

Ни один из вариантов теорий на основе данной концептуальной модели не смог и, со всей очевидностью, не сможет дать этому удовлетворительное объяснение.

4. Функциональность данной концептуальной модели в целом с учётом нейрофизиологических аспектов функционирования ЦНС, кибернетических аспектов и феноменологии психофизических явлений.

Способна ли биофизическая модель Psi-явлений обеспечить реализацию каких-либо психофизических явлений хотя бы в случае существования идеального по своим свойствам, "волшебного" излучения, связанного с процессами функционирования мозга?

Квантовая концептуальная модель предполагает существование каких-либо механизмов реализации Psi-явлений на основе ранее неизвестных явлений квантовой физики, каким-либо образом связанных с сознанием человека.

Для оценки применимости данной концептуальной модели в отношении психофизических явлений необходимо рассмотреть следующие принципиальные вопросы:

1. Принципиальная достоверность квантового явления, которое положено в основу рассматриваемой теории, с чисто физической точки зрения.

Существующие теории, принадлежащие к данной концептуальной модели, в плане рассматриваемых в них квантовых явлений, с физической точки зрения являются либо ложными, либо не имеющими достоверного подтверждения[4].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Предмет и структура педагогической психологии. Предмет педагогической психологии
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином - "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой ...

Теоретическое изучение становления и развития образа «Я» в подростковом возрасте. История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков
В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствие получил название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш .Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие. В период 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и само ...

Метод исследования личности (методика ТАТ)
Проективная методика исследования личности. Создана Х.Морган и Г.Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становится более известной по имени Г.Мюррея, который внес весомый вклад в ее разра­ботку. Стимульный материал ТАТ - стандартный набор из 31 таб­лицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на ко­торой обследуемый может вообра ...

Категории