Особенности совместимости игроков на примере хоккейной командыСтраница 1
При изучении хоккейной команды как малой группы спортивные психологи обращают свое внимание на исследование совместимости и сработанности игроков в рамках команды в целом, а также в конкретном звене.
Как отмечал Н.Н. Обозов, "совместимость", "гармонизация", "согласованность" – понятия, описывающие одно явление – оптимальное сочетание частей (свойств участников взаимодействия), функционирующих как единое целое. Естественно, свойства личности не существуют сами по себе, они проявляются в действиях, поведении и поступках индивидов, включенных во взаимодействие.
Л. Горский указывал на то, что хоккей убедительно характеризует коллективную деятельность, состоящую из совокупности действий отдельных звеньев и конкретных исполнителей и обусловленную единством замысла.
Сильные стороны каждого игрока становятся в коллективе достоянием всех и возрастают прямо пропорционально числу членов коллектива. Применительно к хоккею это и есть признак развитой системы, один из главных признаков коллектива, принципов формирования звена. А повысится ли продуктивность деятельности хоккейного звена, если у всех сильны одни и те же качества? Очевидно, нет. Вот почему три даже индивидуально сильных хоккеиста, но с одинаковым уклоном, объединившись, не составят сильное эффективное звено.
Таким образом, в данной работе изучение индивидуальных свойств хоккеистов было проведено с помощью методики, диагностирующей проявление таких личностных характеристик, как экстраверсия, интроверсия и нейротизм, и определяющей посредством их выявления доминирующий тип темперамента. Согласованность принятия тактических решений была исследована путем предоставления игрокам графических заданий, моделирующих возможные игровые ситуации, в которых хоккеистам необходимо было отметить на бланках единственно правильное продолжение игровой ситуации. Нужно отметить, что данный ряд заданий был составлен совместно с тренером команды. Данные задачи позволили рассмотреть когнитивный и поведенческий компоненты согласованности действий игроков. Результативность (продуктивность) игроков команды является объективным показателем, который выражается в итоговом количестве набранных очков (по системе "гол + пас") каждого игрока по окончании сезона, поэтому эти данные мы анализировали с разрешения хоккейного клуба.
Анализируя показатели первого и второго звена (как наиболее продуктивных) можно отметить, что в первом звене игроки давали абсолютно верные ответы на предложенные задачи, напротив, во втором звене – были сделаны ошибки. Необходимо отметить, что решение игровых задач отражает когнитивный компонент согласованности деятельности хоккеистов, который заключается в том, насколько спортсмены воспринимают сложившуюся обстановку на площадке, и поведенческий – то, какие действия они будут предпринимать (грамотное развитие игрового эпизода или, наоборот, проявление нецелесообразных действий). Следуя полученным результатам, можно отметить, что согласованность решений хоккеистов в конкретных игровых эпизодах так же повышает результативность игрового звена в целом (первое игровое звено).
Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс
консультирования и делающие его эффективным:
1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Вместе с тем каждое консультативное взаимодействие у ...
Участники конфликта
Другой основной элемент социального конфликта — его участники. В конечном счете, конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юрид ...
Уровень целевой установки.
Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить прежде всего то, что сооразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принития определенной задачи.
Первое экспериментальное исследование влияния установки, вызванной инструкцией, на восприятие было проведено ведущим представителем Вюрцбургской школы О.Кюльпе. В ...