Особенности совместимости игроков на примере хоккейной командыСтраница 1
При изучении хоккейной команды как малой группы спортивные психологи обращают свое внимание на исследование совместимости и сработанности игроков в рамках команды в целом, а также в конкретном звене.
Как отмечал Н.Н. Обозов, "совместимость", "гармонизация", "согласованность" – понятия, описывающие одно явление – оптимальное сочетание частей (свойств участников взаимодействия), функционирующих как единое целое. Естественно, свойства личности не существуют сами по себе, они проявляются в действиях, поведении и поступках индивидов, включенных во взаимодействие.
Л. Горский указывал на то, что хоккей убедительно характеризует коллективную деятельность, состоящую из совокупности действий отдельных звеньев и конкретных исполнителей и обусловленную единством замысла.
Сильные стороны каждого игрока становятся в коллективе достоянием всех и возрастают прямо пропорционально числу членов коллектива. Применительно к хоккею это и есть признак развитой системы, один из главных признаков коллектива, принципов формирования звена. А повысится ли продуктивность деятельности хоккейного звена, если у всех сильны одни и те же качества? Очевидно, нет. Вот почему три даже индивидуально сильных хоккеиста, но с одинаковым уклоном, объединившись, не составят сильное эффективное звено.
Таким образом, в данной работе изучение индивидуальных свойств хоккеистов было проведено с помощью методики, диагностирующей проявление таких личностных характеристик, как экстраверсия, интроверсия и нейротизм, и определяющей посредством их выявления доминирующий тип темперамента. Согласованность принятия тактических решений была исследована путем предоставления игрокам графических заданий, моделирующих возможные игровые ситуации, в которых хоккеистам необходимо было отметить на бланках единственно правильное продолжение игровой ситуации. Нужно отметить, что данный ряд заданий был составлен совместно с тренером команды. Данные задачи позволили рассмотреть когнитивный и поведенческий компоненты согласованности действий игроков. Результативность (продуктивность) игроков команды является объективным показателем, который выражается в итоговом количестве набранных очков (по системе "гол + пас") каждого игрока по окончании сезона, поэтому эти данные мы анализировали с разрешения хоккейного клуба.
Анализируя показатели первого и второго звена (как наиболее продуктивных) можно отметить, что в первом звене игроки давали абсолютно верные ответы на предложенные задачи, напротив, во втором звене – были сделаны ошибки. Необходимо отметить, что решение игровых задач отражает когнитивный компонент согласованности деятельности хоккеистов, который заключается в том, насколько спортсмены воспринимают сложившуюся обстановку на площадке, и поведенческий – то, какие действия они будут предпринимать (грамотное развитие игрового эпизода или, наоборот, проявление нецелесообразных действий). Следуя полученным результатам, можно отметить, что согласованность решений хоккеистов в конкретных игровых эпизодах так же повышает результативность игрового звена в целом (первое игровое звено).
Процесс становления личности
Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, а «Я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэто ...
Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка
младшего подросткового возраста
В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация, вызванная резким повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы. Это влияние существенно ск ...
Психофизиологическая характеристика скорости
Наиболее важным качеством является скорость – реакция на стимул, которая имеет три составляющих:
o Движение мыслью;
o Движение телом;
o Движения взаимодействия с партнёром.
Скорость – в основном врождённое качество, тренируемое только до 30%. Развитие скоростно-силовых качеств и координации движений стимулирует функцию нервной систе ...