Материалы » Психологическая работа со спортсменами в условиях стресса » Особенности совместимости игроков на примере хоккейной команды

Особенности совместимости игроков на примере хоккейной команды
Страница 1

При изучении хоккейной команды как малой группы спортивные психологи обращают свое внимание на исследование совместимости и сработанности игроков в рамках команды в целом, а также в конкретном звене.

Как отмечал Н.Н. Обозов, "совместимость", "гармонизация", "согласованность" – понятия, описывающие одно явление – оптимальное сочетание частей (свойств участников взаимодействия), функционирующих как единое целое. Естественно, свойства личности не существуют сами по себе, они проявляются в действиях, поведении и поступках индивидов, включенных во взаимодействие.

Л. Горский указывал на то, что хоккей убедительно характеризует коллективную деятельность, состоящую из совокупности действий отдельных звеньев и конкретных исполнителей и обусловленную единством замысла.

Сильные стороны каждого игрока становятся в коллективе достоянием всех и возрастают прямо пропорционально числу членов коллектива. Применительно к хоккею это и есть признак развитой системы, один из главных признаков коллектива, принципов формирования звена. А повысится ли продуктивность деятельности хоккейного звена, если у всех сильны одни и те же качества? Очевидно, нет. Вот почему три даже индивидуально сильных хоккеиста, но с одинаковым уклоном, объединившись, не составят сильное эффективное звено.

Таким образом, в данной работе изучение индивидуальных свойств хоккеистов было проведено с помощью методики, диагностирующей проявление таких личностных характеристик, как экстраверсия, интроверсия и нейротизм, и определяющей посредством их выявления доминирующий тип темперамента. Согласованность принятия тактических решений была исследована путем предоставления игрокам графических заданий, моделирующих возможные игровые ситуации, в которых хоккеистам необходимо было отметить на бланках единственно правильное продолжение игровой ситуации. Нужно отметить, что данный ряд заданий был составлен совместно с тренером команды. Данные задачи позволили рассмотреть когнитивный и поведенческий компоненты согласованности действий игроков. Результативность (продуктивность) игроков команды является объективным показателем, который выражается в итоговом количестве набранных очков (по системе "гол + пас") каждого игрока по окончании сезона, поэтому эти данные мы анализировали с разрешения хоккейного клуба.

Анализируя показатели первого и второго звена (как наиболее продуктивных) можно отметить, что в первом звене игроки давали абсолютно верные ответы на предложенные задачи, напротив, во втором звене – были сделаны ошибки. Необходимо отметить, что решение игровых задач отражает когнитивный компонент согласованности деятельности хоккеистов, который заключается в том, насколько спортсмены воспринимают сложившуюся обстановку на площадке, и поведенческий – то, какие действия они будут предпринимать (грамотное развитие игрового эпизода или, наоборот, проявление нецелесообразных действий). Следуя полученным результатам, можно отметить, что согласованность решений хоккеистов в конкретных игровых эпизодах так же повышает результативность игрового звена в целом (первое игровое звено).

Страницы: 1 2


Телодвижения человека, его позы и жесты
Телодвижения человека, его позы и жесты наряду с выражением лица, взглядом также могут нести о нем ту или иную информацию, играя определенную роль в межличностном общении. Так, по походке можно судить о физическом состоянии человека, его настроении. В особенностях позы и жестикуляции проявляются и личностные черты, и намерения, и эмоцио ...

Волевая готовность к школе
Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого. Д.Б. Элькониным ...

Связь потребности и установки
Потребность определяется Д.Н.Узнадзе как психофизическое состояние организма, выражающее нужду в чем-либо, лежащем вне его. Если бы у организма не возникало потребностей, то он бы оставался недвижим. Потребность дает импульсы к активности, вносит в установку тенденцию перехода к активности, обусловливая этим одну из основных особенност ...

Категории