Имиджевые стратегии личности
Страница 1

Жизнь человека в современном мире характеризуется высоким темпом, значительной сложностью и зачастую непредсказуемостью. Он просто не может избежать различных сложных жизненных ситуаций, они стали неотъемлемым элементом его ежедневной деятельности. Однако требования действительности таковы, что человеку нужно как можно быстрее разрешать свои проблемы и выходить из трудных ситуаций с минимальными потерями.

Психологический комфорт человека способствует успешности его функционирования во всех областях жизни. Именно поэтому важно выявить те параметры, которые связаны с более или менее эффективным совладением с трудными жизненными ситуациями. Мы выбрали временную перспективу, так как она является одной из глобальных характеристик человека и оказывает влияние на очень многие жизненные процессы. Вместе с тем, временная перспектива личности может изменяться в зависимости от тех или иных внешних и внутренних условий жизни человека.

Разработку проблемы "временной перспективы" связывают с именем К. Левина, который определил ее как включение будущего и прошлого в план данного момента (т.е. настоящего). Внешние обстоятельства, ситуация в обществе и в жизни конкретного человека могут повлиять на содержание, протяженность и другие параметры его временной перспективы. Тем не менее, она оказывается тесно связанной с поведением человека в сложных жизненных ситуациях, помогая лучше с ними справиться. Как показывают исследования, активно противостоять негативному воздействию окружающей среды помогает наличие устойчивой, структурированной временной перспективы. Эта ее функция была впервые выделена еще психоаналитиками, которые отмечали, что активное планирование будущего является одним из защитных механизмов личности. Помимо обеспечения защиты от негативных влияний травматических событий, ориентированность на будущее, прошлое или настоящее может в некоторой степени способствовать выбору той или иной копинг-стратегии в конкретной ситуации.

Изучение вопросов, связанных с совладением с трудностями в психологии берет начало с работ З. Фрейда в рамках психоаналитического подхода. Термин "копинг" является калькой с английского слова "coping" (to cope – преодолевать). В отечественной психологии его переводят как совладеющее, адаптивное поведение или психологическое преодоление. Под копинг-стратегиями понимают осознанные стратегии действий, направленные на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующие человека к требованиям ситуации и помогающие преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать те обстоятельства, изменить которые человек не может.

Выбор той или иной стратегии совладения может определяться внешними факторами, более того, один и тот же человек в разное время может применять разные стратегии. Тем не менее, исследователи отмечают наличие наиболее часто используемых и предпочитаемых способов поведения у каждого, которые при необходимости и достаточном уровне активности индивида можно изменить. Эффективные копинг-стратегии позволяют справиться с ситуацией с меньшими потерями и/или в более короткие сроки.

Наше исследование направлено на изучение вопроса о взаимосвязи временной перспективы личности и выбора тех или иных стратегий совладеющего поведения. В качестве трудной жизненной ситуации нами была выбрана потеря работы, так как, с одной стороны, безработица является одной из актуальных проблем современного общества, а с другой, она нередко влечет за собой негативные последствия для конкретного человека, и вопрос успешного совладения стоит в такой ситуации весьма остро. А так как временная перспектива – это весьма широкое понятие, в нашем исследовании акцент был сделан на временных ориентациях, которые представляют собой относительное преобладание прошлого, настоящего или будущего в мыслях человека, отношение человека к психологическим концепциям своего прошлого, настоящего и будущего, и наиболее тесно, на наш взгляд, связанны с изучаемым вопросом.

Целью исследования была проверка гипотезы о взаимосвязи временной перспективы личности и копинг-стратегий. В нем приняли участие 50 человек, работающих и безработных мужчин и женщин. Для проведения исследования были использованы 2 методики – Опросник Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory / ZTPI) и Опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire / WCQ) Р. Лазаруса и С. Фолкман.

На основе данных, полученных с помощью опросника Зимбардо по временной перспективе, испытуемые были разбиты на три подгруппы: ориентированных на прошлое (17 человек), ориентированных на настоящее (6 человек) и ориентированных на будущее (27 человек). К сожалению, мы не можем анализировать данные, полученные для подгруппы ориентированных на настоящее из-за ее маленького размера. Поэтому мы сравнивали лишь стратегии, используемые подгруппами ориентированных на прошлое и на будущее. Маленький объем выборки не позволяет выявить значимость различий в использовании той или иной стратегии совладения разными группами испытуемых, поэтому в данном случае мы можем говорить лишь о наличии определенных тенденций.

Страницы: 1 2


Биографические характеристики
Первая группа включает: возраст; пол; социальный статус; образование. Возраст. С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позит ...

Телодвижения человека, его позы и жесты
Телодвижения человека, его позы и жесты наряду с выражением лица, взглядом также могут нести о нем ту или иную информацию, играя определенную роль в межличностном общении. Так, по походке можно судить о физическом состоянии человека, его настроении. В особенностях позы и жестикуляции проявляются и личностные черты, и намерения, и эмоцио ...

Программа обследования психического развития ребенка
Психологическое обследование ребенка предполагает: • выявление особенностей его психического развития; • установление нарушений психического развития; • определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе; • выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка; • ус ...

Категории