Материалы » Развитие индивидуальности ребёнка » Развитие индивидуальности в семье и в детском саду

Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
Страница 1

Ребенок – это центральная фигура образования, его объект и субъект. Именно для ребенка и ради него существуют детские сады и школы, воспитатели и учителя. На него направлены усилия и надежды педагогов и родителей. Родители бережно передают педагогам самое ценное, что у них есть – своего сына или дочку. Ребенок раньше был открыт для родителей: вся его жизнь, все желания, трудности, радости и неприятности детской жизни были для родителей открытой книгой. Ребенок был понятен, большая часть его жизни проходила на глазах у любящих родителей. И вдруг пришлось отдать ребенка в незнакомые, чужие руки, доверить педагогу. Теперь далеко не вся жизнь ребенка подконтрольна родителям. У них может возникнуть понятное беспокойство или даже чувство беспомощности, а иногда и ревности. Для самого ребенка переход из семьи в детский сад, а затем в школу, от мамы, папы и других родных людей к педагогу – тоже серьезное испытание. Так чем же отличаются родители и педагоги и что между ними общее?

Сходство в том, что и те, и другие – взрослые. Они смотрят на ребенка глазами взрослого, оценивают его с позиций взрослого, ставят цели своей образовательной деятельности, выстраивают портрет идеального ребенка и стремятся к тому, чтобы реальный ребенок соответствовал (или хотя бы приближался) к этому идеалу.

Но между родителями и педагогами существует и значительная разница. Для родителей ребенок – его собственная часть, его произведение, возможность воплощения того, что не смогли осуществить они сами. Когда мы спросили родителей, за что они любят своих детей, один папа сказал о своей дочери: «За то, что она моя». Воспитание и обучение ребенка для родителей – это выбор дороги в будущую жизнь и для ребенка, и для самих родителей. От результатов воспитания и образования ребенка во многом зависит, какой будет жизнь родителей в ближайшем и отдаленном будущем.

Родители видят ребенка ежедневно в самых разных ситуациях и видах деятельности: в труде, на отдыхе, в игре, в общении со знакомыми и незнакомыми людьми, взрослыми и детьми, с малышами и животными. Они понимают скрытый от глаз мир ребенка через разговор с ним, его рисунки и игры, его эмоции и поступки. Кроме того, в отношениях родителей и детей есть прошлое, память о раннем детстве и некоторая биологическая связь, которая убывает с возрастом, но не исчезает совсем. То есть родители связаны с ребенком на всю жизнь.

Воспитатель детского сада тоже видит ребенка во многих ситуациях, хотя их разнообразие меньше. Но воспитатель видит только настоящее. У него и у ребенка нет общего прошлого, нет биологической связи. Для него ребенок – один из многих. И образовательный процесс связывает его с ребенком на достаточно короткое время – всего на несколько лет. Педагогические неудачи и ошибки уйдут из его жизни вместе с ребенком в школу и семью. Но у воспитателя есть и свои преимущества: он имеет возможность оценить личность ребенка в сравнении с другими детьми, а значит, яснее увидеть его недостатки. В этом есть и негативная сторона: педагог постоянно сравнивает ребенка с другими детьми. Достоинства же ребенка обычно лучше видят родители, хотя бывает и наоборот. Это проблема не только воспитателя, но и учителя.

Страницы: 1 2 3 4


Общее представление о личности в психологии. Основные психологические теории личности. Структура личности
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые врождённые особенности. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий труда. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детёныша животного. Принадлежность конкр ...

«Физика» целебных лучей
Современная медицина использует не только видимую часть спектра лучистой энергии (свет в узком смысле слова), но и не воспринимаемые нашим глазом лучи-«невидимки» – инфракрасные и ультрафиолетовые. Физиологическое действие отдельных участков солнечного спектра неодинаково. Все они в определенном соотношении представлены и в солнечных лу ...

Жизненные цели
Овладение средой - слишком абстрактная цель, она не достаточна для того, чтобы направлять жизнь; каждый индивидуум вырабатывает более специфическую и ценную роль, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Жизненная цель каждого индивидуума складывается под влиянием его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой ...

Категории