Материалы » Развитие индивидуальности ребёнка » Развитие индивидуальности в семье и в детском саду

Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
Страница 3

Для педагогов индивидуальность ребенка – отправная точка для построения педагогического процесса и для коррекции отклонений от основного образовательного маршрута. Родители лучше знают индивидуальность своего ребенка. Они могут выстроить свои отношения с ребенком, воспитание и обучение в соответствии с его индивидуальностью. Но, не имея педагогических знаний и часто не имея опыта, они иногда не столько помогают ребенку, сколько мешают ему бессистемным, сумбурным использованием его индивидуальных особенностей или неумелыми действиями, направленными на «развитие» того, что ребенку пока не дано. Педагоги, в отличие от родителей, умеют использовать типологические особенности детей данного возраста, но недостаточно владеют знаниями об индивидуальности конкретного ребенка и зачастую не имеют возможности индивидуально работать с каждым ребенком в группе или классе.

Развитие ребенка – это одна из важнейших задач педагога, который обладает профессиональными знаниями, но не соотнесенными с индивидуальностью ребенка. Взгляд на развитие у педагогов часто происходит через призму знаний, умений и навыков. Родители в своем большинстве озабочены тем, чтобы развивать своего ребенка, но они подвержены моде, бросаются в крайности, «перекармливают» ребенка развивающими занятиями в ущерб нормальному развитию, лишают его необходимой для нормального развития свободной самостоятельной игры. Они пытаются ускорить развитие ребенка, перепрыгнуть через необходимые ступени развития.

Педагоги, в отличие от родителей, имеют знания о закономерностях физического и психического развития детей данного возраста, опыт работы с разными детьми. Их проблемы состоят в том, что они часто подменяют цели: вместо развития ребенка на первое место ставится обучение и подготовка к проверке знаний, умений и навыков, к передаче ребенка на следующее звено обучения (из детского сада в начальную школу, из начальной школы в основную) в соответствии с требованиями этого звена. Впрочем, это скорее не проблема конкретного педагога, а проблема современной педагогики.

Оценивание ребенка педагогами практически всегда происходит в сравнении с усредненным стандартом и с результатами, показанными другими детьми. К тому же оценивание часто происходит не столько качественно, сколько количественно: в виде отметки. Родители оценивают ребенка не только за учебный результат, но и за старание, за намерения, за самые разные виды деятельности. Их оценка носит качественный характер, сообразуется с ситуацией, с самочувствием ребенка и т.д. Они заинтересованы в положительном результате и радуются ему вместе с ребенком. Однако минусы родительской оценки в том, что она субъективна. Родителям не с чем сравнить успехи своего ребенка и его неудачи. Они склонны преувеличивать и успехи, и неудачи. Им часто не хватает ни знаний, ни терпения, ни такта, а иногда и уважения к ребенку.

Педагоги обычно не склонны преувеличивать успехи ребенка. Они могут сравнить ребенка с его ровесниками и отметить, насколько его результаты отличаются от среднего уровня. Они менее эмоционально относятся к успехам ребенка и поэтому часто более терпеливы. В то же время круг тех видов деятельности, за которые педагог может похвалить ребенка, значительно уже. На учителя давит отметочная система оценивания, которая метит ребенка не только как неуспешного в данной деятельности или совершившего проступок, а как «плохого» или «хорошего».

Страницы: 1 2 3 4


Детерминация развития личности
Представители первой парадигмы склонны видеть в человеке объект, формирующийся под воздействием внешних факторов, представители второй парадигмы видят в человеке субъекта, обладающего стремлением к саморазвитию, способного меняться и менять мир вокруг. Понимание человеческой личности является главным камнем преткновения в этой научной б ...

Эпилептоидный тип
Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, - от моторики и эмоциональности ...

Взгляд на формирование девиантного поведения с точки зрения теории объектных отношений.
Мелани Кляйн, автор теории объектных отношений, полагала, что в основе их формирования лежит базальный конфликт меж­ду стремлением к удовольствию и стремлением к безопас­ности. С самого начала младенцу присущи два основных влечения: либидное и агрессивное, равновесие между кото­рыми постоянно колеблется. Развивающееся эго стремится овла ...

Категории