Материалы » Развитие индивидуальности ребёнка » Развитие индивидуальности в семье и в детском саду

Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
Страница 3

Для педагогов индивидуальность ребенка – отправная точка для построения педагогического процесса и для коррекции отклонений от основного образовательного маршрута. Родители лучше знают индивидуальность своего ребенка. Они могут выстроить свои отношения с ребенком, воспитание и обучение в соответствии с его индивидуальностью. Но, не имея педагогических знаний и часто не имея опыта, они иногда не столько помогают ребенку, сколько мешают ему бессистемным, сумбурным использованием его индивидуальных особенностей или неумелыми действиями, направленными на «развитие» того, что ребенку пока не дано. Педагоги, в отличие от родителей, умеют использовать типологические особенности детей данного возраста, но недостаточно владеют знаниями об индивидуальности конкретного ребенка и зачастую не имеют возможности индивидуально работать с каждым ребенком в группе или классе.

Развитие ребенка – это одна из важнейших задач педагога, который обладает профессиональными знаниями, но не соотнесенными с индивидуальностью ребенка. Взгляд на развитие у педагогов часто происходит через призму знаний, умений и навыков. Родители в своем большинстве озабочены тем, чтобы развивать своего ребенка, но они подвержены моде, бросаются в крайности, «перекармливают» ребенка развивающими занятиями в ущерб нормальному развитию, лишают его необходимой для нормального развития свободной самостоятельной игры. Они пытаются ускорить развитие ребенка, перепрыгнуть через необходимые ступени развития.

Педагоги, в отличие от родителей, имеют знания о закономерностях физического и психического развития детей данного возраста, опыт работы с разными детьми. Их проблемы состоят в том, что они часто подменяют цели: вместо развития ребенка на первое место ставится обучение и подготовка к проверке знаний, умений и навыков, к передаче ребенка на следующее звено обучения (из детского сада в начальную школу, из начальной школы в основную) в соответствии с требованиями этого звена. Впрочем, это скорее не проблема конкретного педагога, а проблема современной педагогики.

Оценивание ребенка педагогами практически всегда происходит в сравнении с усредненным стандартом и с результатами, показанными другими детьми. К тому же оценивание часто происходит не столько качественно, сколько количественно: в виде отметки. Родители оценивают ребенка не только за учебный результат, но и за старание, за намерения, за самые разные виды деятельности. Их оценка носит качественный характер, сообразуется с ситуацией, с самочувствием ребенка и т.д. Они заинтересованы в положительном результате и радуются ему вместе с ребенком. Однако минусы родительской оценки в том, что она субъективна. Родителям не с чем сравнить успехи своего ребенка и его неудачи. Они склонны преувеличивать и успехи, и неудачи. Им часто не хватает ни знаний, ни терпения, ни такта, а иногда и уважения к ребенку.

Педагоги обычно не склонны преувеличивать успехи ребенка. Они могут сравнить ребенка с его ровесниками и отметить, насколько его результаты отличаются от среднего уровня. Они менее эмоционально относятся к успехам ребенка и поэтому часто более терпеливы. В то же время круг тех видов деятельности, за которые педагог может похвалить ребенка, значительно уже. На учителя давит отметочная система оценивания, которая метит ребенка не только как неуспешного в данной деятельности или совершившего проступок, а как «плохого» или «хорошего».

Страницы: 1 2 3 4


Основные психологические доминанты поведения
Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: ценностные ориентации; цели; мотивы; интересы; потребности. Все они имеют внутреннюю взаимосвязь и вытекают один из другого. Рассмотрим их более подробно. Ценностные ориентации людей как субъектов конфликта формируются в про ...

Участники конфликта
Другой основной элемент социального конфликта — его участники. В конечном счете, конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юрид ...

Мотивация женщин-руководителей
1. Желание создать свое настоящее и будущее собственным трудом. 2. Надежда на объединение в одно целое деятельности и личной жизни. 3. Стремление воплотить свои надежды и свой стиль в предпринимательской деятельности. 4. Ожидание хорошего вознаграждения за свои усилия и роста личного благосостояния. 5. Возможность раскрыть свое «Я», ...

Категории