Практическая часть
Страница 4

Школьники средних классов относятся к списыванию более спокойно. Если вдуматься в эту ситуацию, то тех детей, которые дают списывать, можно понять. Отношениями, которые складываются в группе, они поставлены в такие условия, что не могут в этом отказать. Ведь взрослые тоже часто в той или иной форме многое делают за других, за тех, кто некомпетентен или ленив. И дети знают об этом. Также в старших классах преобладают законы товарищества.

Здесь встает очень важная и сложная задача – воспитать у ребенка гордость, чувство собственного достоинства. Необходимо сделать так, чтобы более слабый, пусть и не владея нужными знаниями, но обладая чувством собственного достоинства, сам отказывался воспользоваться плодами чужого труда, считал для себя это унизительным и оскорбительным.

По третьей ситуации мы обнаруживаем следующее.

Для младших школьников: 2 соответствия моральным требованиям из 5 ответов.

Для средних школьников: 4 соответствия моральным требованиям из 5 ответов.

В данном случае такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками. Только двое из пятерых полагают, что в некоторых случаях неправда или просто умолчание допустима и даже необходима.

Для среднего возраста уже характерно такое моральное суждение. Они руководствуются, прежде всего, товарищеским чувством долга. И лишь одна девочка назвала бы учительнице того, кто разбил окно и то ни при всем классе. Здесь говорит уже желание «попасть в благоприятную зону учителя» , эгоистическое самоутверждение.

Известно, что школьников всегда пугает перспектива получения плохой оценки. Двойка – это стыд перед учителем и товарищами, удар по самооценке, по самолюбию. По четвертому вопросу складывается следующая картина.

Для младших школьников: 2 соответствия моральным требованиям из 5 ответов.

Для старших школьников: 3 соответствия моральным требованиям из 5 ответов.

В этой ситуации принятие решения осложняется тем, что в качестве побудителей выступают несколько мотивов, которые могут быть конкурирующими. Положение усложняется тем, что два мотива, из которых только один должен определить поступок, по своей значимости являются для ребенка равносильными.

Для младших детей мотив «боязнь быть наказанным» оказался легче осознаваемым в силу того, что он им более знаком по опыту. Они очень хорошо знают, что значит быть наказанным за плохую отметку. Поэтому такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими.

Для средних школьников, которые уже все меньше наказываемы за плохие оценки, нет смысла прикрываться обманом. Дети этого возраста способны осознать то, что недобросовестность, ложь, используемые человеком для того, чтобы ввести в заблуждение других и таким путем защитить свое Я, объективно оборачиваются против него и ослабляют его Я. Чувство гордости, самоуважения, нежелания явиться перед родителями плохим, неуспевающим учеником – является мотивом для двух девочек, которые не хотят показать двойку.

Страницы: 1 2 3 4 


Перцептивная функция общения. Классификация общения
Деловое общение как наука сформировалось к середине XX века. Её становление было подготовлено объективными социально-экономическими условиями и развитием философско-этического и психологического знания. Любое взаимодействие людей начинается с установления контакта между ними. Если собеседники встречаются впервые, решающее значение для ...

Понятие гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Его признаки и формы проявления
Гиперактивное расстройство и дефицит внимания – это состояние, которое служит причиной постоянного невнимания, гиперактивности, импульсивности. Указанное расстройство начинается в детстве, но может развиться в период взрослости. С медицинской точки зрения гиперактивное расстройство с дефицитом внимания было впервые описано в 1902г., к ...

Разновидности любви
Американский психолог Д.А. Ли, пытаясь выявить закономерности в интимных отношениях между мужчиной и женщиной выделил шесть разновидностей любви[2]. Первая разновидность – любовь чувственная, но основанная прежде всего на преданности, а уж потом на физическом влечении. В этом случае влюбленным есть о чем поговорить – и в постели, и вне ...

Категории