Материалы » Понятие личность » Функции и структура личности

Функции и структура личности
Страница 2

1. Система регуляции

. Представляет собой первый иерархический уровень личностной структуры (в соответствующей схеме эта окружность располагается ближе всех к центру). Основу дан ной системы составляет сформировавшийся у человека под влиянием обстоятельств его жизни определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов познания, обладающих обратной связью. Этот комплекс призван обеспечивать и реально определяет: а) постоянное взаимодействие внешних и внутренних причин и условий проявления и развития психической деятельности; б) регуляцию человеком собственного поведения (познания, общения, труда).

Все эти комплексы в процессе жизнедеятельности человека постоянно взаимодействуют между собой, образуя в целом единую функциональную динамичную систему сенсорно-перцептивной организации. Благодаря этой системе обеспечивается сознательное и творческое отражение внешнего мира в присущих ему связях и взаимосвязях, формирование (аккумуляция, интеграция и генерализация) его чувственного опыта.

Являясь регулятором взаимоотношений человека со средой, сенсорно-перцептивная система его личностной организации никогда не оказывается неподвижной. Именно она определяет динамический, функциональный характер всей остальной структуры личности.

2. Система стимуляции.

Включает относительно устойчивые психологические образования: темперамент, интеллект, знания и отношения.

Как известно, под темпераментом понимают те индивидуальные свойства, которые в наибольшей степени зависят от природных особенностей человека. Стимулирующая функция темперамента проявляется прежде всего в эмоциональной возбудимости нервных процессов, которая наиболее ярко наблюдается у ребенка. Однако по мере формирования индивидуальной системы социальных побуждений, способности к самоуправлению, сознательной саморегуляции психических процессов и социальных отношений темперамент в структуре личности начинает проявлять в модифицированном качестве. Возрастание способности к накоплению информации из внешней среды, ее осознанию и делению, выделение себя из окружающего мира как субъекта жизнедеятельности обеспечивает личности иные, более оперативные и эффективные возможности управления своим поведением и действиями.

Под интеллектом подразумевают определенный уровень развития мыслительной деятельности человека, благодаря которому обеспечивается возможность не только приобретать новые знания, но и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности. Развитие интеллекта (глубина, обобщенность и подвижность знаний, способность к интеграции и генерализации чувственного опыта на основе его вербальной интерпретации, к абстрагирующей и обобщающей деятельности) во многом определяет «качество» индивидуальной жизни — формирование установки на активность и творческое отношение к окружающему миру, овладение механизмами самоинструктирования и саморегулирования своего поведения в окружающей среде.

Знания, умения и навыки помогают человеку не только понимать явления, которые происходят вокруг него и в нем самом, но и определить свою собственную позицию в этом мире. Наряду с общим объемом знаний в данную подструктуру входит умение человека находить в содержании вновь осваиваемых знаний, в явлениях окружающей действительности ответы на жизненно важные вопросы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Биографические характеристики
Первая группа включает: возраст; пол; социальный статус; образование. Возраст. С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позит ...

Методологические проблемы профессионального отбора и психологической подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий
Необходимость повышения уровня обеспечения безопасности человека в современном мире, где одной из потенциальных угроз является феномен терроризма, определяет актуальность психологического изучения вопросов профессионального отбора и подготовки специалистов, занимающихся проведением антитеррористических мероприятий. Под профессиональным ...

Описание метода
Диагностический комплекс в разработке состоит из шести заданий, разделенных на четыре серии, отличающих друг от друга по степени сложности. Первая и вторая серии предполагают комплексную и индивидуальную работу детей; третья и четвертая серии ставит ребенка перед необходимостью выполнения заданий только индивидуально. Первая серия заня ...

Категории