Материалы » Психология человека » Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии

Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии
Страница 3

Бихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в конце 19 – начале 20 века. Основоположником бихевиоризма является американский учёный Уотсон. Психология как наука должна заниматься не сознанием, не душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считал, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчётом, чтобы можно было сказать наперёд, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является результатом научения – индивидуально приобретённого путём слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Толмен, Халл и Скиннер – последователи Уотсона, - пришли к выводу, что всё-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим механизмом и другими. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счётно-решающим устройством ЭВМ, то есть не психологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология – направление немецкой психологии, возникшее в 1912 году. Келер и Левин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии Вундта и Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компоненты (ощущения). Например, хотя мелодия при её исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнаётся как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и действиях, которые соответствует этим требованиям (Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснил поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Гуманистическая психология – это направление западной психологии, рассматривающая личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущие только человеку. Её представители - Оллпорт, Мюррей, Мэрфи, Роджерс, Маслоу. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предаётся пороку, его поражают тяжёлые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Страницы: 1 2 3 4


Причины и значения конструктивных конфликтов
Причины конструктивных конфликтов Обычно это недостатки в организации производства и управления. Перечислим те из них, которые наиболее часто приводят к конфликтам: -недовольство оплатой труда; -неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиляции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабо ...

Общая характеристика психологии, как науки. Соотношение житейской и научной психологии
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая ...

Преподавательская деятельность психолога
Настоящее преподавание предполагает не только передачу студентам основ данной науки, но и постоянную демонстрацию возможных рассуждений по поводу этих основ, а также демонстрацию возможностей самого научного метода при анализе и решении психологических проблем. Только тогда студент будет понимать, зачем вообще нужны научные знания и мет ...

Категории