Материалы » Психология человека » Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии

Исторические этапы развития психологии как науки. Основные направления психологии
Страница 3

Бихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в конце 19 – начале 20 века. Основоположником бихевиоризма является американский учёный Уотсон. Психология как наука должна заниматься не сознанием, не душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считал, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчётом, чтобы можно было сказать наперёд, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является результатом научения – индивидуально приобретённого путём слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Толмен, Халл и Скиннер – последователи Уотсона, - пришли к выводу, что всё-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим механизмом и другими. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счётно-решающим устройством ЭВМ, то есть не психологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология – направление немецкой психологии, возникшее в 1912 году. Келер и Левин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии Вундта и Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компоненты (ощущения). Например, хотя мелодия при её исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнаётся как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и действиях, которые соответствует этим требованиям (Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснил поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Гуманистическая психология – это направление западной психологии, рассматривающая личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущие только человеку. Её представители - Оллпорт, Мюррей, Мэрфи, Роджерс, Маслоу. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предаётся пороку, его поражают тяжёлые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Страницы: 1 2 3 4


Мотивация женщин-руководителей
1. Желание создать свое настоящее и будущее собственным трудом. 2. Надежда на объединение в одно целое деятельности и личной жизни. 3. Стремление воплотить свои надежды и свой стиль в предпринимательской деятельности. 4. Ожидание хорошего вознаграждения за свои усилия и роста личного благосостояния. 5. Возможность раскрыть свое «Я», ...

Личностные характеристики родителей
В формировании личности ребенка на протяжении длительного времени одну из определяющих ролей играет семья, однако на каждом возрастном этапе ее роль и значение меняются и имеют свои характерные особенности. Специфика взаимоотношений в системе "семья - ребенок" обусловлена задачами и актуальными потребностями каждого возраста. ...

Общая характеристика общения
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы: 1. Исследование В.М. Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека о влиянии группы на индивида. 2. До 70-х гг. в разработке п ...

Категории